Реалистичный альпинистский блокбастер со стихией в главной роли и голливудскими звездами на правах статистов. 

Способов приятно потратить 65 тысяч долларов вроде бы много. Как и экзотических мест, где можно скоротать отпуск. Основанный на реальных событиях «Эверест» предлагает еще один радикальный вариант для вашего досуга: взобраться на высочайшую (8848 м) гору в мире. Холодно? Не то слово. Опасно? Да. Оригинально? Не настолько, насколько можно было бы подумать. В самый обычный — поначалу — день10 мая 1996 года к вершине Эвереста устремились 36 человек, причем не особо сговариваясь (что стало одной из многочисленных причин последующей трагедии): в некоторых точках маршрута возникали, натурально, очереди. Не все добрались до вершины. Не вернулись восемь.

Про неудачное восхождение написаны книги (выжившими участниками), где, примерно как в «Расемоне», у каждого рассказчика своя правда. Уже в 1997 году в прокат вышел голливудский фильм «Смерть в горах», снятый по горячим следам и не зацикленный на толерантности. В нем достается за алчность и инструкторам фирм-организаторов коммерческого восхождения, и отдельным эгоистам-участникам, а также находится место жестким сентенциям вроде «с этого момента каждый сам за себя». В новом фильме заняты сплошь звезды первой величины, что едва ли оправдано. У Киры Найтли в роли жены одного из героев всех драматургических хлопот — два раза поплакать в телефонную трубку. Эмили Уотсон привычно выступает в формате женщины с твердым характером и золотым сердцем. Джейк Джилленхол, голый по пояс, загорает на фоне заснеженных горных вершин. Ближе к финалу кастинг становится и вовсе не принципиальным: равно поросших бородами и сосульками персонажей можно опознать, насколько позволяет метель, только по цвету комбинезонов.

Лента исландца Кормакура, крепкого ремесленника («Контрабанда», «Два ствола») по минимуму расписывает морально-нравственные акценты, оставляя это факультативное право за зрителем. Между прочим, сильный ход. Ведь в типовом блокбастере как. Сразу понятно, кто положительный герой, а кто притворяющийся хорошим парнем подонок, кто заслуженно выживет, а кто бесславно погибнет потому что так ему и надо. На «Эверест» (где Джейсон Кларк едва ли не впервые играет положительную роль) это льстящее зрительской интуиции правило не распространяется. Тут гибнут не по голливудской логике, а чаще по случайности (то есть как было на самом деле), и нет однозначных негодяев и супергероев; просто на высоте воздуха не хватает на всех, и характеры проявляются отчетливее. Заметим, впрочем, что 10 мая 2006 года супергерой на месте был; русский инструктор Анатолий Букреев спас тогда трех человек. Его присутствие в кадре сведено к аккордеону, зыбким маневрам во мраке и фразе: «Английский воздух? Нет, спасибо» (как и положено супергероям, Букреев принципиально обходился в горах без баллонов с кислородом).

От заходов на «Википедию» перед просмотром лучше воздержаться. Но если вы в курсе реальной истории, то не беда, поскольку с каждой экранной минутой траектория маневров людей-букашек занимает все меньше. На первый план законно выходит стихия: только что хищно-вальяжная, спустя миг смертельно опасная, неизменно величественная царевна-пава махнет левым рукавом — полетят человеческие клочки по горным закоулочкам. Эффект присутствия «Эверест» обеспечивает не хуже, чем другой недавний безвоздушный блокбастер, «Гравитация». Но картина романтика Куарона — при всей рискованности мероприятия, все-таки приглашение в новый мир. Тогда как почти лишенный сантиментов (в отличие, скажем, от советской «Вертикали») фильм Кормакура — очень качественный симулятор, настоятельно рекомендующий не соваться; утешение малодушным.

Еще три удачных фильма про альпинизм

«К2: Предельная высота»

Великобритания — Япония — США, 1991

Двое друзей-альпинистов (один — бука-семьянин, другой — гуляка и раздолбай) соглашаются занять места погибших участников в составе экспедиции миллиардера, намеренного достичь легендарной вершины Чогори. Спонсор, само собой, окажется опасным эксцентриком, да и природа разбушуется. Эффекты в картине смотрятся по нынешним временам довольно скромно, однако «К2» и сегодня считается одним из наиболее убедительных высказываний по теме — в том числе и по мнению самих альпинистов.

«Тайна перевала Дятлова»

Россия — США, 2013

Малобюджетный, но занимательный мокьюментари-хоррор, вдохновленный загадочной трагедией 1950-х; тогда при загадочных обстоятельствах в уральских горах погиб отряд студентов-лыжников под управлением Игоря Дятлова. Энтузиасты-американцы намерены пройти по следам экспедиции и со всем разобраться — и по-своему преуспевают. Нагоняемая жуть расцвечена специфическим чувством юмора Рене Харлина, ранее отправлявшего в горы Сильвестра Сталлоне в «Скалолазе».

«Семь лет в Тибете»

США — Великобритания, 1997

Главный герой, офицер Рейха, истинный ариец и романтик, отправляется на восхождение в Гималаи. В итоге приключение растягивается на долгие годы, а история оказывается про восхождение к вершинам не банальных гор, но человеческого духа: путешественника берут в оборот просветленные тибетские монахи. Одна из лучших ролей молодого Брэда Питта.