Оно

Оценка редакции
It Follows
Иван Гиреев
22 июня 2015

Фильм недели: «Оно»

Удачный интеллигентный хоррор для — и про — хипстеров.

Заинтриговать женщину, как известно, — половина успеха в борьбе за ее сердце, главное — не переусердствовать. Сначала новый парень главной героини Джей лишает ее культурного отдыха, утащив из кинотеатра до начала сеанса, испуганный некой особой в желтом платье (при том, что, кроме него, никто особу не видит). Затем приходит очередь пугаться самой Джей. После классического американского секс-свидания на заднем сиденье автомобиля юноша вырубает размякшую партнершу при помощи хлороформа. В себя она приходит в пустом заводском ангаре в одном белье, прикованная к инвалидному креслу. У спутника для девушки две новости, плохая и хорошая. Плохая: посредством секса он передал ей проклятие. Теперь Джей будет преследовать меняющий обличия монстр, и ни в коем случае нельзя позволить ему до себя дотронуться. Хорошая: избавиться от напасти Джей сможет, если переспит с кем-нибудь еще. А симпатичной девчонке это, по словам молодого человека, всяко проще. Взгляд, конечно, сексистски-варварский, но верный.

Примечательно и то, что нечисть (в виде голого дылды ли с нехорошими глазами, ветхой ли старушки) передвигается неспешно — но не дерганой походкой зомби, а как бы гуляючи осенним леском в Подмосковье. Этот размеренный дачный ритм присущ и картине в целом: поклонники более традиционных молодежных хорроров, заинтригованные участием фильма в программе Каннского кинофестиваля и шквалом комплиментов критиков, рискуют уйти не отдохнувшими. Тут практически нет крови и не задействована техника мокьюментари — стилизация под дерганую съемку ручной камерой, которая лет пятнадцать как стала для малобюджетных хорроров местом настолько общим, что хорошо бы уже, в общем, о ней забыть. Бьющее закатными лучами в камеру, окрашенное чуть нарочитой, но симпатичной «инстаграмовской» дымкой, богатое безлюдными пейзажами, местами почти медитативное, а то и седативное, попросту очень красивое «Оно» дает, что называется, отдых глазам.

И, между прочим, исправно заставляет вздрогнуть во всех нужных местах, где полагается пугаться. Это как если в дремотно-томный мир позднесоветских фильмов об отрочестве регулярно вваливался бы Фредди Крюгер, а за спиной героини Друбич в самом трепетном моменте «Ста дней после детства» щелкали, брызжа слюной, челюсти инопланетного монстра. Несколько лет назад, поставив пасторально-подростковую зарисовку «Миф об американской вечеринке», режиссер Дэвид Роберт Митчелл признался, что, при всем своем лиризме, очень любит ужастики. В его новой картине два жанровых подхода счастливо сливаются, рождая — едва ли не первый в своем роде — хоррор для (и про) хипстеров, неуклюжий по сюжету, но занятный по исполнению. Здесь, будто рыбу динамитом, монстра предполагается мочить, натурально, музейными печатными машинками и пухлыми ламповыми телевизорами, в DVD-проигрывателе на репите встает на дыбы черно-белая «Годзилла», а едва ли не в кульминации с выражением читают «Идиота» Достоевского (кусок, впрочем, взят, кажется, более или менее наугад).

В отличие от пустоголовой гоп-публики из типовых ужастиков, странствующему половым путем Злу среди этих умных мальчиков и девочек не разгуляться; не повезло с народом. К соитиям персонажи относятся со старомодной серьезностью, волнениями и сомнениями. Отчасти, конечно, потому, что секс в данном случае прямолинейно, как «любовь — кровь», рифмуется со смертью, обретая давно утерянный сакральный статус. Но в первую очередь потому, что секс, конечно, хороший и желанный способ поделиться с любимым своей любовью, однако вдвоем почитать книжку — тоже вполне себе окей, да и безопаснее. Тут уж оглушенному напоследок увесистым томиком Федора Михайловича демону ничего не остается, как устыдившись самое себя, извиниться перед духовными собравшимися и выйти вон.    

Отзывы о «Фильм недели: «Оно»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

Майкл Фассбендер, Ларс Айдингер и другие кинозвезды, готовые на все ради искусства.

с 12 июля (чт) | США, 2018, 2 к/т, драма, комедия с 12 июля (чт)

Шарлиз Терон в роли многодетной матери-одиночки.

Россия, в кино с 23 августа (чт), фэнтези, мультфильм

Принцесса Варвара находит магическую книгу и с ее помощью оказывается в волшебной стране.

с 12 июля (чт) | США, 2018, 56 к/т, комедия, фэнтези, мультфильм, семейный с 12 июля (чт)

На этот раз Дракула вместе со своими друзьями отправляется в круиз на шикарном лайнере.

с 26 июля (чт) | США, 2018, 74 к/т, боевик, приключения, триллер с 26 июля (чт)

Итан Хант и его команда в очередной раз спасают мир.

с 16 августа (чт) | Великобритания, США, 2018, 96 к/т, комедия, мюзикл с 16 августа (чт)

В продолжении известного мюзикла мы увидим не только Мэрил Стрип, но и Шер.

со 2 августа (чт) | США, 2017, 9 к/т, драма со 2 августа (чт)

Тимоти Шаломе в роли начинающего наркодилера.

с 26 июля (чт) | Италия, Франция, 2017, 1 к/т, комедия, мелодрама с 26 июля (чт)

Очень летнее кино про молодость и любовь о триумфатора Канн 2013 года.

Бразилия, Португалия, Франция, в кино с 23 августа (чт), драма

Красочная драма о том, как мечта жизни превращается в повседневность.

со 2 августа (чт) | Германия, 2018, 7 к/т, драма со 2 августа (чт)

Трогательная история любви на складах супермаркета.

с 9 августа (чт) | США, 2018, 84 к/т, боевик, комедия с 9 августа (чт)

Двое подруг оказываются втянутыми в опасный мир шпионажа, когда одна из них узнает, что ее бывший — секретный агент.

со 2 августа (чт) | США, Франция, 2016, 33 к/т, драма, триллер со 2 августа (чт)

Элизабет Слоун — самый востребованный и рисковый лоббист и самая сексуальная акула политического бизнеса США.