Звук насекомых: Дневник мумии

The Sound of Insects: Record of a Mummy
Звук насекомых: Дневник мумии Звук насекомых: Дневник мумии
В избранное
Оценка редакции
Год выпуска 2009
Режиссер Питер Личи
Длительность 87 мин
Страна Швейцария

Моя оценка

Описание Расписание Трейлеры Кадры Отзывы и рецензии Персоны

Отзыв пользователя

Артур Сумароков 3 июня 2016, 11:30
Смерть — это всегда трагедия, с которой невозможно примириться, и всегда неизбежность, от которой нельзя никому и никогда скрыться. Смерть — главный судья и главный палач, меритель всего сущего над всем бренным; безжалостная, коварная и свирепая сука. Смерть не щадит никого: ни невинных младенцев, ни седовласых стариков, ни безвинных агнцев, ни кровожадных преступников, и все перед ней равны. И как и каждая жизнь человека, каждая смерть по-своему неповторима и уникальна. Кому-то суждено найти её бездыханным на грязном полу наркопритона, и из перерезанного алым галстуком горла будет биться ручьями багровая сладость; кто-то умрёт на войне, на очередной бессмысленной бойне во имя эфемерных целей, и умрёт или как герой, до последнего патрона не жалеющий противника и спасающий ценой своей жизни попавших в засаду в густой зеленке новобранцев, или же погибнет жалкой смертью предателя, от выстрела в спину. Кому-то Смерть явится в виде сердечного приступа, и человек уйдёт тихо и безболезненно, но кто-то предпочитает сам приблизить миг своей кончины просто потому, что жизнь утратила свой истинный смысл.

Самоубийство — очевидное преступление против Творения самим Божьим творением; это преступление не столько против тела, этой временной неприхотливой оболочки, сколь против души, которой суждено будет вовек скитаться, неупокоенной и толком не отмоленной. Однако главный герой фильма «Звук насекомых: Дневник мумии» 2009 года известного швейцарского режиссёра Питера Личи, обладателя премий Берлинале и Европейской киноакадемии, считает по-иному, отправляясь в свой последний путь вглубь бездонного зелёного леса, которому суждено стать главным свидетелем и соучастником этой, очищенной от шелухи обыденности, смерти, которая будет запечатлена самим самоубийцей в заранее приготовленный для этого дневник, обшитый пахнущей духами свиной кожей. Когда-то он вел иные записки, с иным содержанием; то была Книга Жизни, Книга Памяти, его персональный Катехизис до сорока лет, с тщательным перечислением его достижений, успехов, его счастливых моментов и мгновений разочарований. В той, сожженной в очищающем костре, книжонке была суммирована и сформулирована вся жизнь этого безыменного, доведенного Питером Личи до состояния тотальной метафоры героя, реального и литературного в одночасье.

Следуя с очевидной кинематографической дотошностью за буквой романа знаменитого японского писателя и сценариста Масахико Шимады «Как я превратился в мумию», Питер Личи стремится перенести и своеобразное японское отношение к смерти, какой бы она не была. Едва ли героя фильма Питера Личи можно назвать камикадзе или самураем, в порыве отчаяния или неиспитой до дна чести совершающего сеппуку. Нет, в поступке нашего героя не виден полёт увядающей Жизни, нет дерзкой смелости. Есть лишь осознанное и осязаемое желание завершить свою жизнь, растворившись в природе, постигнув в финале её высшую цель. Когда его тело будет постепенно обезвоживаться, кожа начнёт стягивать кости, блеск померкнет в глазах, а страницы дневника, этой Книги Смерти, будут все больше заполняться фразами, монологами, исповедями, вокруг живого мертвеца расцветет природа. Набухнут почки на деревьях, а потом листва напьется до пьяну золотистым солнечным светом, окрасится в изумруды. Щебетанье птиц станет все сильнее, и даже насекомые подле умирающего продолжат жить. Плоть трупа сгниет, черты некогда привлекательного лица исказятся в жуткой безмолвной гримасе, а кожа клочьями начнёт отпадать от костей. Смрад мёртвого человеческого тела смешается с миллионами запахов леса, с ароматом трав, что цветут неподалёку и с запашком трухщихся и копошащих животных. Пир червей. Плоть, некогда бывшая человеком, личностью, станет землёй, на которой, вполне возможно, скоро что-то вырастет. И лишь дневник останется единственным напоминанием об этом человеке, который к сорока годам понял, что жил зря, ничего не достигнув и не обретя. Была любовь, дом, надежда, было все, но оно утекло сквозь пальцы, растворились в тумане рухнувших ожиданий. Одиночество, ненужность, крах. Грех самоубийства уже и не кажется таким уж страшным, когда ты остался один, и твоя смерть не поколебает привычный миропорядок. Космос не рухнет, звезды не погаснут, а луна не взорвётся. Ничтожная жизнь.

Очевидно наследуя традициям некрореализма, гиперреализма и натурализма, Питер Личи умело соединяет европейский гуманизм и нетривиальные вывихи азиатского менталитета, с одной стороны показывая красоту даже страшных, невыносимых и непостижимых вещей, с другой же в сущности оправдывая содеянное героем. Принципиальное значение имеет то, что фильм «Звук насекомых: Дневник мумии» находится на стыке между игровым и документальным кино. Личи снимает неторопливо, с некоей непритаенной интимностью, придавая этому кошмару самовольной смерти ощущение успокоенности. И итожащей все неистовой авторской созерцательности даже тогда, когда на экране мнимый сюжет взрывается сценами борьбы Плоти, Тела, мозга, жаждущего жизни, воды, кислорода, и Духа, идущего из плотной всеобъемлющей тьмы к свету по ту сторону бытия. Его дневник — это крик отчаяния, боли, и тихий разговор с неизвестными, для которых его смерть станет шагом к собственному бессмертию. Личи, бесспорно, ищет опору для понимания этого рокового деяния и у Шопенгауэра, и у Хайдеггера, и у Платона. Ангст для него несущественен, и через красоту смерти режиссёр, а вместе с ним и зритель находят истинную красоту жизни.

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 13 сентября (чт) | США, 2018, 97 к/т, боевик, приключения, триллер, ужасы, фантастика с 13 сентября (чт)

Ребенок-аутист становится ключевой фигурой в схватке со злобной тварью.

с 13 сентября (чт) | США, 2017, 5 к/т, документальный, биография с 13 сентября (чт)

Документальная картина Джеймса Крампа об обаятельной и разнузданной эпохе 70-х.

с 20 сентября (чт) | Италия, 2017, 16 к/т, комедия с 20 сентября (чт)

Комедия про мэра, которому не разрешили быть честным.

с 6 сентября (чт) | Россия, 2017, 31 к/т, драма с 6 сентября (чт)

Пронзительный, но без придыхания рассказ о событиях, участником которых оказывается сам граф Лев Толстой.

с 20 сентября (чт) | Великобритания, США, 2018, 65 к/т, криминал, детектив, триллер с 20 сентября (чт)

Напряженный триллер о любовном уравнении с тремя неизвестными.

с 20 сентября (чт) | Великобритания, США, Франция, 2018, 80 к/т, боевик, комедия, приключения с 20 сентября (чт)

Непутевый агент Ее величества снова в деле!

с 13 сентября (чт) | США, 2018, 12 к/т, драма, комедия, вестерн с 13 сентября (чт)

Комедийный вестерн с Робертом Паттинсоном в роли некудышного жениха-ковбоя.

со 2 августа (чт) | США, 2018, 12 к/т, драма, комедия, приключения, фэнтези, мультфильм, семейный, мюзикл со 2 августа (чт)

Добрый фильм о главных приоритетах в жизни.

с 23 августа (чт) | США, Франция, 2018, 5 к/т, драма, комедия, биография с 23 августа (чт)

Трогательная история карикатуриста Джона Каллахана после аварии в исполнении Хоакина Феникса.

Канада, США, 2017, комедия

Трогательная комедия о том, как мать безуспешно защищает сына от реальности.

с 20 сентября (чт) | Франция, 2017, 13 к/т, документальный с 20 сентября (чт)

Уникальный взгляд на жизнь ленегдарной оперной певицы.

Четыре выдающихся режиссера, для которых звук не менее важен, чем картинка.