Комический блокбастер о нападении на Землю персонажей культовых компьютерных игр 80-х. 

В 1980-х старшеклассник Сэм Бреннер (Адам Сэндлер) занял второе место на чемпионате США по компьютерным аркадам. Но с тех пор просыпалось немало пикселей, и теперь бывший финалист в мальчуковой униформе ездит по вызовам подключать домашние кинотеатры, а его друг детства Уилл (Кевин Джеймс), восторгавшийся талантами Сэма, стал президентом США. Компьютерные аркады из тех допотопных времен, когда, чтобы поиграть, надо было выйти из дома, добраться до клуба с автоматами и иметь при себе достаточно 25-центовиков, позабыл мир, но не космос. Оказывается, кассета с записью игрового чемпионата была отправлена в космос в качестве приветствия от человечества потенциальным соседям по Вселенной. Те, действительно, нашлись, истолковали запись как объявление войны и спустя четверть века нагрянули на Землю, приняв образ и подобие героев культовых бродилок прошлого.

Что уж такого познавательного могли открыть для себя инопланетяне, увидев, как тинейджеры режутся в Pac-Man и Donkey Kong? Зачем им было ждать с превентивным ударом столько времени? Почему агрессор нарядился змейками из Galaga и звездолетами-паучками из Space Invaders? Какая разница. Бредовость замысла (придираться к этому фильму на предмет драматургии — то же самое, что задаваться вопросом, откуда и зачем сыплются фигурки в тетрисе) соразмерна впечатляющей, сродни озарению, его смелости. Фильмы по мотивам компьютерных игр уже случались («Принц Персии: Пески времени»). Но вот чтобы корявые персонажи древних аркад ожили и шагнули-выпрыгнули-вылетели с большого экрана в 3D прямо на вас (компьютерная графика безупречна) — такого еще не было. После фильма по «Морскому бою» имел хождение цеховой анекдот, что теперь логично ждать экранизацию тетриса. Так вот, это более или менее она и есть, дождались.

Из «Пикселей» мог бы получиться добротный блокбастер с кровью, мясом, бескомпромиссным режиссером-хулиганом уровня Зака Снайдера (вместо него — постановщик первых и наиболее детских «Гарри Поттеров» Крис Коламбус) и рейтингом 18+. То есть фильм, рассчитанный в первую очередь на тех зрителей, которые в юности, пересидев не у автомата, так за 386-м Пентиумом, и впрямь могли увидеть объемный сон, где их преследуют «пэкмэновские» Блинки и Пинки. Но высокобюджетное коммерческое кино, как известно, не мир мечты и не комбинат надежды, а фабрика грез, причем грез в немалой степени продюсерских. Достойный замысел вылился в проходной летний киноаттракцион, который рассчитан на слишком широкую аудиторию и потому рискует просесть между двух стульев. Кино — детям? Окей, если объяснить им, что, собственно, за колобок Пэк Мэн, и почему тот факт, что он в картине — отрицательный герой, это локальная гик-революция (а заодно, что такое «шлюхонаводочные пушки»).

Зрителям за тридцать про Пэк Мэна и Си Си из «Санта-Барбары» (его образ охальники-пришельцы тоже используют) ничего объяснять не надо. Но имейте в виду, что вы должны очень, очень любить фильмы с Адамом Сэндлером — то есть те, где семейные ценности удобряются сортирным юмором, и на всю комедию ровно одна смешная («Кеннеди стрелял первым») шутка.

Детали

Пьющую и разведенную, но все равно прекрасную полковницу НАСА, которая закручивает служебный роман с героем Адама Сэндлера, могла бы сыграть, пополнив впечатляющий список своих недавних экстравагантных ролей, Дженнифер Энистон. В итоге главная женская роль досталась красавице Мишель Монахэн: «В порядке ли я? Я пью и плачу. Пожалуй, я в равной степени пью и плачу».

В основу фильма положена одноименная короткометражка, снятая французом Патриком Жаном в 2010 году. Там уже есть эффектно разносящие мегаполис «змейка», тетрис и Пэк Мэн и нет Адама Сэндлера. Кроме того, гики без труда опознают в полнометражных «Пикселях» отсылки к «Футураме».

Суммы очков, которые в прологе набирают победители аркадных игр, — реальные рекорды, установленные на соревнованиях американскими тинейджерами. 3 333 360 очков в Pac-Man действительно набрал некий Билли Митчелл. Вот чье детство прошло не зря.

Питер Динклэйдж (дополнительный повод посмотреть «Пиксели») вновь воспроизводит на экране формат своего героя Тириона Ланнистера из «Игры престолов»: он самый сексуальный, порочный и умный. Из «Игр» сюда перекочевал и Шон Бин.

Сентиментальные и при этом запредельно пошлые комедии с Адамом Сэндлером — особый поджанр в голливудском кинематографе (сценарий к «Пикселям» написал один из его штатных сценаристов Тим Херлихи). Каждая новая картина попадает под все более массированный (и обоснованный) огонь критики, но исправно собирает неплохую кассу — пусть и не столь внушительную, как в золотые времена его карьеры. «Пиксели», впрочем, не из худших образцов.