«Великий уравнитель», новый боевик от соавторов хитового «Тренировочного дня», — проходной, зато с внятной гуманистической моралью о безусловной пользе чтения.  

Дензел Вашингтон из тех артистов, одно имя которых в титрах — уже повод сходить в кино. Тем более если фильм — его бенефис в почти супергеройском формате. Второй волнующий момент — режиссер Антуан Фукуа в режиссерском кресле. Снявшись в его «Тренировочном дне», Вашингтон в 2001 году получил «Оскар». Вряд ли их новую совместную работу ждет такой же триумф (не говоря про «Оскар»), но прокатную сетку она не портит.

Роберт, крепкий афроамериканский мужчина в годах, живет один и работает в магазине «Товары для дома». Перфекционист, общителен, ответственен, помогает незадачливому сослуживцу сбросить лишние килограммы, чтобы тот смог сдать тест и выбиться в охранники. На вопросы коллег о  прошлом (по ряду признаков — военном) отшучивается. По ночам ходит в одну и ту же забегаловку, чтобы почитать Хемингуэя и пообщаться с Тери, совсем юной девушкой по вызову, мечтающей стать певицей. И все было бы хорошо, но мир жесток и населен не только плечистыми добрыми христианами и маленькими проститутками с большим сердцем, но и подкупными копами, грабителями и наркомафией. С ними со всеми «Старика и море» спокойно не почитаешь.

Со вздохом отложив книжку, Роберт делается очень лют (натуралистичные и жесткие драки оправдывают рейтинг 18+ и способны потрафить самым взыскательным ценителям) и демонстрирует чудеса дедукции, наблюдать за которой как раз не слишком увлекательно. Истории повезло с главным злодеем: махровая харизма Мартона Чокаша позволяет сравнить его персонажа с Антононом Чигуром из «Старикам тут не место». Хлоя Грейс Морец в роли малолетней проститутки смотрится по-настоящему нелепо и жалко. Очень может быть, что так оно и было задумано.

Картинка в «Уравнителе» мрачноватая, большая часть сюжета развивается ночью, как и положено детективному нуару с уклоном в боевик (из ассоциаций — «Макс Пэйн» или «Шерлок Холмс» Гая Ричи). Боевик, несмотря на претензии на стиль, упоение в бою и качественную рукопашную хореографию, скорее картонный, без присущей «Тренировочному дню» мощной драматургии. Как-то немного тренировочно, в общем. С другой стороны, редко ведь встретишь экшн, где у центрального героя всего-то пожеланий — не мир спасти, а чтобы дали уже нормально посидеть с книжкой.