Отзывы о "Исход: Цари и боги"

Оценка редакции
Exodus: Gods and Kings
Иван Гиреев
29 декабря 2014

Море расходится раз

«Исход: Цари и боги», монументальный эпос по мотивам Ветхого Завета от Ридли Скотта — возможно, слишком осторожный и без фиги в кармане, зато мощный и красивый.

Недалекий, но властный Рамзес (Джоэл Эджелртон) приходится фараону Сети I (Джон Туртурро) сыном, а рассудительный Моисей (Кристиан Бейл) — племянником. Именно в племяннике правитель видит достойного преемника и иногда позволяет себе поразмыслить вслух о несовершенстве системы престолонаследия. Родной сын помечает себе опасные флюиды в дворцовом воздухе и на всякий случай принимает яд своих любимиц-кобр (чтобы организм, ежели что вдруг, выдержал попытку серьезного отравления). Так ничего и не надумав, фараон умирает, а шпионы сообщают Рамзесу, будто во время недавней командировки в провинцию Моисей узнал, что на самом деле он не знатный египтянин, а представитель рабского еврейского племени. На прямой вопрос двоюродного брата: «Ты — и вдруг еврей! Как можно поверить в это?» Моисей отвечает просто: «Никак». Но уже все для себя решивший Рамзес отсылает его в пустыню — а чтобы погибель была совсем уж верной, отправляет вслед за ним пару убийц. Возможно, воинов следовало послать побольше. А лучше — смириться и оставить Моисея при себе. Поскольку в скором времени в ссору братьев вмешается Бог, и мало не покажется никому.

Преданные ценители Ридли Скотта немедленно распознают в этой сюжетной схеме завязку «Гладиатора» (где излишне-родственная близость к верхушке власти тоже едва не губит положительного героя) и не будут разочарованы в дальнейшем. Пусть в качестве источника для вдохновения режиссер использовал не собственный масштабный пеплум, а Ветхий Завет. Где с размахом и киногеничным материалом тоже, как известно, все в порядке: уже в первой батальной сцене, где сходятся в битве египтяне и хетты, 77-летний сэр Ридли демонстрирует, что его рука по-прежнему по-рыцарски крепка, и мало кто умеет снимать качественную сечу так страстно, как он (особенно это заметно на фоне третьего «Хоббита», где решающая финальная битва — в общем, не торт). А впереди ведь еще Десять казней египетских, которые Скотт воспроизводит с гурманской обстоятельностью, посылая на упрямца Рамзеса, не желающего дать евреям свободу, то саранчу, то мошкару, то мор, то град, то кровавые реки, в которые мастер не отказывает себе в удовольствии запустить много-много крокодилов.

В Завете аллигаторов нет, а Бог не имеет привычки являться к Моисею в виде шкодливого мальчика, неистощимого на пакости. Мальчика в фильме видит только герой, тогда как окружающие со смешанными чувствами наблюдают, как вождь и учитель, которому они доверили свою судьбу, о чем-то страстно беседует с булыжником. Но в целом Ридли Скотт следует каноническому тексту не менее обстоятельно, чем Сесил Б. ДеМилль в «Десяти заповедях» 1956 года (посвященных тому же библейскому событию и по уровню спецэффектов ставших для своего времени потрясением уровня «Аватара»). У Скотта Красное море расходится перед путниками в разы убедительнее, чем у ДеМилля — что, понятно, немудрено ввиду технического прогресса.

Идеологическая осторожность классика слегка разочаровывает, особенно на фоне недавнего «Ноя», где Даррен Аронофски не побоялся изобразить знакового библейского персонажа психом и маньяком. Ридли Скотт ведь умеет не только воспроизводить Большой стиль, но и хулиганить, и рисковать быть непонятым, как в «Прометее», и с ветхозаветной прямотой посылать публику и критику к чертовой матери, как в «Советнике». Однако на «Советнике» режиссер, как выяснилось, просто отвлекся, помедитировал, разобрался с демонами, с шумом выдохнул и отправился дальше привычно наводить шик и блеск. Но «Исход: Цари и боги» — это, во-первых, настолько красиво, что даже не хочется настаивать, чтобы что-то было и во-вторых.

Отзывы о «Море расходится раз»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

Выбор редакции

с 14 марта (чт) | Россия, 2018, 12 к/т, биография с 14 марта (чт)

Драма одиночества поэта внутри ситуации социального успеха.

с 21 февраля (чт) | США, 2019, 98 к/т, комедия, приключения, фэнтези, мультфильм, семейный с 21 февраля (чт)

Заключительная часть анимационной саги о викинге Иккинге и его драконе Беззубике.

с 7 марта (чт) | США, 2019, 114 к/т, боевик, приключения, фантастика с 7 марта (чт)

История женщины, которая получает сверхъестественные способности после столкновения с инопланетянами.

с 21 марта (чт) | Сербия, Россия, 2019, 120 к/т, боевик, драма с 21 марта (чт)

История о небольшом отряде русских солдат, брошенном на спецоперацию в Косово в разгар военного конфликта 1999 года.

с 28 февраля (чт) | Бельгия, Франция, 2017, 2 к/т, драма, мелодрама, биография с 28 февраля (чт)

История о безусловной вере матери-одиночки в своего сына.

с 21 марта (чт) | Австралия, США, 2018, 54 к/т, драма, биография с 21 марта (чт)

История сына баптистского пастора из консервативной глубинки, который еще подростком обнаруживает свою гомосексуальность.

Выбор редакции

Великобритания, США, в кино с 28 марта (чт), комедия

Наркозависимый герой по прозвищу Лунный Пес пытается написать свою книгу стихотворений, но постоянно попадает в неприятности, которые не дают ему закончить начатое.

с 14 марта (чт) | США, 2018, 34 к/т, драма, комедия с 14 марта (чт)

Ироничный и трогательный взгляд на возраст первых открытий и риска.

с 21 марта (чт) | Испания, США, 2019, 113 к/т, комедия, приключения, фэнтези, мультфильм, семейный с 21 марта (чт)

Однажды фантазерка Джун обнаруживает, что придуманный ею чудесный Парк развлечений реален.

Швеция, в кино с 28 марта (чт), мелодрама

Наследники двух конкурирующих развлекательных парков Стокгольма влюбляются друг в друга накануне Второй мировой войны.

с 21 марта (чт) | Ирландия, США, 2018, 77 к/т, драма, ужасы с 21 марта (чт)

Одинокая девушка, недавно переехавшая на Манхэттен, случайно встречается с загадочной вдовой.

с 7 марта (чт) | США, 2018, 4 к/т, драма, мюзикл с 7 марта (чт)

В 1999 году отличница Селеста чудом выжила, когда ее одноклассник устроил в школе стрельбу. Под впечатлением от несчастья она написала песню — и проснулась знаменитой.