Исход: Цари и боги

Exodus: Gods and Kings
Исход: Цари и боги Исход: Цари и боги трейлер
В избранное
Оценка редакции
Год выпуска 2014
Жанр драма
Режиссер Ридли Скотт
Длительность 150 мин
Страна Великобритания, США
Официальный сайт http://www.exodus-film.ru/
Российская премьера 1 января 2015
Мировая премьера 3 декабря 2014

Моя оценка

Иван Гиреев
29 декабря 2014

Море расходится раз

«Исход: Цари и боги», монументальный эпос по мотивам Ветхого Завета от Ридли Скотта — возможно, слишком осторожный и без фиги в кармане, зато мощный и красивый.

Недалекий, но властный Рамзес (Джоэл Эджелртон) приходится фараону Сети I (Джон Туртурро) сыном, а рассудительный Моисей (Кристиан Бейл) — племянником. Именно в племяннике правитель видит достойного преемника и иногда позволяет себе поразмыслить вслух о несовершенстве системы престолонаследия. Родной сын помечает себе опасные флюиды в дворцовом воздухе и на всякий случай принимает яд своих любимиц-кобр (чтобы организм, ежели что вдруг, выдержал попытку серьезного отравления). Так ничего и не надумав, фараон умирает, а шпионы сообщают Рамзесу, будто во время недавней командировки в провинцию Моисей узнал, что на самом деле он не знатный египтянин, а представитель рабского еврейского племени. На прямой вопрос двоюродного брата: «Ты — и вдруг еврей! Как можно поверить в это?» Моисей отвечает просто: «Никак». Но уже все для себя решивший Рамзес отсылает его в пустыню — а чтобы погибель была совсем уж верной, отправляет вслед за ним пару убийц. Возможно, воинов следовало послать побольше. А лучше — смириться и оставить Моисея при себе. Поскольку в скором времени в ссору братьев вмешается Бог, и мало не покажется никому.

Преданные ценители Ридли Скотта немедленно распознают в этой сюжетной схеме завязку «Гладиатора» (где излишне-родственная близость к верхушке власти тоже едва не губит положительного героя) и не будут разочарованы в дальнейшем. Пусть в качестве источника для вдохновения режиссер использовал не собственный масштабный пеплум, а Ветхий Завет. Где с размахом и киногеничным материалом тоже, как известно, все в порядке: уже в первой батальной сцене, где сходятся в битве египтяне и хетты, 77-летний сэр Ридли демонстрирует, что его рука по-прежнему по-рыцарски крепка, и мало кто умеет снимать качественную сечу так страстно, как он (особенно это заметно на фоне третьего «Хоббита», где решающая финальная битва — в общем, не торт). А впереди ведь еще Десять казней египетских, которые Скотт воспроизводит с гурманской обстоятельностью, посылая на упрямца Рамзеса, не желающего дать евреям свободу, то саранчу, то мошкару, то мор, то град, то кровавые реки, в которые мастер не отказывает себе в удовольствии запустить много-много крокодилов.

В Завете аллигаторов нет, а Бог не имеет привычки являться к Моисею в виде шкодливого мальчика, неистощимого на пакости. Мальчика в фильме видит только герой, тогда как окружающие со смешанными чувствами наблюдают, как вождь и учитель, которому они доверили свою судьбу, о чем-то страстно беседует с булыжником. Но в целом Ридли Скотт следует каноническому тексту не менее обстоятельно, чем Сесил Б. ДеМилль в «Десяти заповедях» 1956 года (посвященных тому же библейскому событию и по уровню спецэффектов ставших для своего времени потрясением уровня «Аватара»). У Скотта Красное море расходится перед путниками в разы убедительнее, чем у ДеМилля — что, понятно, немудрено ввиду технического прогресса.

Идеологическая осторожность классика слегка разочаровывает, особенно на фоне недавнего «Ноя», где Даррен Аронофски не побоялся изобразить знакового библейского персонажа психом и маньяком. Ридли Скотт ведь умеет не только воспроизводить Большой стиль, но и хулиганить, и рисковать быть непонятым, как в «Прометее», и с ветхозаветной прямотой посылать публику и критику к чертовой матери, как в «Советнике». Однако на «Советнике» режиссер, как выяснилось, просто отвлекся, помедитировал, разобрался с демонами, с шумом выдохнул и отправился дальше привычно наводить шик и блеск. Но «Исход: Цари и боги» — это, во-первых, настолько красиво, что даже не хочется настаивать, чтобы что-то было и во-вторых.

Отзывы о «Море расходится раз»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 13 сентября (чт) | США, 2018, 105 к/т, боевик, приключения, триллер, ужасы, фантастика с 13 сентября (чт)

Ребенок-аутист становится ключевой фигурой в схватке со злобной тварью.

с 13 сентября (чт) | США, 2017, 6 к/т, документальный, биография с 13 сентября (чт)

Документальная картина Джеймса Крампа об обаятельной и разнузданной эпохе 70-х.

с 20 сентября (чт) | Италия, 2017, 11 к/т, комедия с 20 сентября (чт)

Комедия про мэра, которому не разрешили быть честным.

с 6 сентября (чт) | Россия, 2017, 34 к/т, драма с 6 сентября (чт)

Пронзительный, но без придыхания рассказ о событиях, участником которых оказывается сам граф Лев Толстой.

с 20 сентября (чт) | Великобритания, США, 2018, 60 к/т, криминал, детектив, триллер с 20 сентября (чт)

Напряженный триллер о любовном уравнении с тремя неизвестными.

с 20 сентября (чт) | Великобритания, США, Франция, 2018, 90 к/т, боевик, комедия, приключения с 20 сентября (чт)

Непутевый агент Ее величества снова в деле!

с 13 сентября (чт) | США, 2018, 12 к/т, драма, комедия, вестерн с 13 сентября (чт)

Комедийный вестерн с Робертом Паттинсоном в роли некудышного жениха-ковбоя.

со 2 августа (чт) | США, 2018, 13 к/т, драма, комедия, приключения, фэнтези, мультфильм, семейный, мюзикл со 2 августа (чт)

Добрый фильм о главных приоритетах в жизни.

с 23 августа (чт) | США, Франция, 2018, 4 к/т, драма, комедия, биография с 23 августа (чт)

Трогательная история карикатуриста Джона Каллахана после аварии в исполнении Хоакина Феникса.

с 6 сентября (чт) | Канада, США, 2017, комедия с 6 сентября (чт)

Трогательная комедия о том, как мать безуспешно защищает сына от реальности.

с 20 сентября (чт) | Франция, 2017, 13 к/т, документальный с 20 сентября (чт)

Уникальный взгляд на жизнь ленегдарной оперной певицы.

Четыре выдающихся режиссера, для которых звук не менее важен, чем картинка.