«Саботаж», жанровая эволюция Арнольда Шварценеггера — лихой параноидальный триллер, который, правда, слишком долго и добросовестно притворяется тупым полицейским боевиком.

Джон Уортон (Шварценеггер) — комбат, батяня и полубог для небольшого, но сплоченного спецподразделения ФБР по борьбе с наркотиками. Его подопечным нет равных, когда они на правах агентов под прикрытием проникают в могущественные героиновые картели. Тому, что бандиты принимают засланных казачков за своих, не удивляешься. Герои обильно татуированы, выглядят как наиболее отмороженные персонажи байкерского сериала «Сыны анархии», отзываются на клички типа «Монстр» (Сэм Уортингтон), не отказываются от доброй понюшки и настолько приноровились ходить на темную сторону, что и в свободное от командировок время ведут себя так, чтобы никто, не дай бог, не заподозрил в них приличных людей. Когда менее элитная сотрудница ФБР (Оливия Уильямс), аккуратно причесанная красавица в деловом костюме, приходит к ним поговорить о рабочих проблемах, те приветствуют ее так: «Снимай трусы и пей пиво».

Проблемы, меж тем, касаются бойцов непосредственно: во время последней операции ребята попытались притырить для личного пользования десять миллионов долларов колумбийской наркомафии. Но деньги загадочно пропали, да и ряды сотрудников спецгруппы с тех пор редеют. То одного вместе с домом размажет в лепешку поезд (не спрашивайте, как это было обустроено чисто технически), то другого освежуют и пришпилят к потолку. Джон Уортон нехорошо хмурится, а одинокими вечерами, под виски и сигару, просматривает видео, где кромсают на куски блондинку, кричащую: «Джон, я люблю тебя!».

Собственно «Сабатаж» примерно до середины демонстрирует не менее изощренное, чем талантливый агент под прикрытием, искусство маскировки: притворяется типовым полицейским фильмом с пожилым Шварценеггером в режиме автопилота. Необходимый минимум телодвижений (отсиживается за рулем, жарит ребятам барбекю, говорят ему: «Идите пока поищите куски тела», он и идет); к предполагаемому былому величию героя отсылают разве только восхищенно-панибратские реплики персонажей второго плана: «А у него большой? У него есть кубики? Он правда легенда?». Что еще более концептуально, «Саботаж» притворяется ОЧЕНЬ плохим полицейским фильмом. Перестрелок раз два и обчелся, львиная часть действия отведена под болтовню. Казарменные шутки про кем-то испорченный воздух и душистую грудинку на завтрак чередуются с патетическими стандартами вроде «Главное — доверие. Мы — семья, а вы — наши душа и сердце». Пафос уравновешивает то простительное обстоятельство, что задушевная беседа имеет место быть в стриптиз-клубе, и спустя секунду один из героев покажет гологрудым танцовщицам, как надо правильно обходиться с шестом. Рейтинг 16+ отрабатывают кровавые ошметки и элементы эротики — достаточно, правда, ненавязчивой, чтобы милосердно вынести за кадр сцену совращения Шварценеггером Оливии Уильямс.

На этом пронзительном моменте кто-то особо нервный может в сердцах и покинуть зал (и его трудно будет осудить), но тем, кто покрепче, стоит все-таки задержаться. Стихают натужные шутки про газы. Разговоры про душу и сердце оказываются фальшивкой (не зря и звучали так фальшиво), а скверный полицейский анекдот — увлекательным параноидальным триллером. Все ложь, все обман, любимому нами по «Коммандос» и «Вспомнить все» фирменному прищуру — и тому веры нет; Шварценеггер играет, наконец, своего короля Лира (по мере сил, по мере сил). Множатся трупы, а очевидные прорехи в сценарии позволяют домыслить альтернативную версию развития событий, причем настолько мрачную и кровавую, что авторы, может быть, ничего подобного и не имели в виду. Но они сами открыли портал тьмы, заманили туда Терминатора и предложили устраиваться поудобнее.