«Геракл», голливудский комикс про греческого полубога с человеческим лицом.

Имя Геракла со времен изучения мифов Древней Греции в школе прочно ассоциируется у нас с 12-ю подвигами, и принято думать, что они-то, подвиги эти, героя и прославили. Между тем есть версия, что знаменитые деяния из учебника, когда Геракл чистил Авгиевы конюшни, рубил головы Лернейской гидре, сражал Критского быка или душил Немейского льва, в чью шкуру потом одевался, — все это было чем-то вроде общественных работ во искупление вины: как-то в припадке безумия Геракл порешил свою семью, за что и был наказан властями. Комикс, положенный в основу нового голливудского блокбастера, делает греческого силача хотя и опальным, но лишь подозреваемым в зверстве. Изгнанный с малой родины, Геракл с горсткой братьев по оружию хмуро странствует по греческим государствам в качестве воина-наемника. А в убийствах его близких, по законам жанра и героическим понятиям, виноват кто-то другой — таким образом, в сюжете появляется детективная линия.

Подвиги Геракла с участием диковинных противников остаются на периферии сюжета, в сказаниях прибившегося к Гераклу юного болтуна с явным репортерским талантом. В кадре же кентавры оборачиваются тривиальными кавалеристами, трехглавый гигантский пес Цербер — просто тремя зубастыми волчарами, а змеиные головы гидры при ближайшем рассмотрении — всего лишь устрашающие маски. Впрочем, слова «всего лишь» вряд ли вообще уместны применительно к данному зрелищу, ибо техническое исполнение картины впечатляет. На «Геракле» голливудский производитель опробовал, кажется, все новейшие достижения в области трехмерного изображения и звука, и залы, где эти кинотехнологии можно оценить по достоинству, в России уже появились.

Но техника на грани фантастики работала бы вхолостую без крепкого сценария и мощного актерского ансамбля. Причем таким титанам лицедейства, как Джон Херт в образе авторитарного греческого царя или Питер Муллан в роли его преданного генерала, даже не надо напрягаться, чтобы гармонично уравновесить на экране превосходство по физическим параметрам заглавного персонажа в исполнении Дуэйна «Скалы» Джонсона. Еще один британец, Йен МакшейнСенсация»), элегантно комикует при Геракле в качестве шута-ясновидца, придавая всему происходящему необходимую долю иронии. Участие российской красавицы Ирины Шейк, которая сыграла гераклову жену, ограничилось в итоге всего несколькими короткими эпизодами, зато в одном из них модель-подружка футболиста Криштиану Ронадлду раздевается.

Что же касается самого сюжета, то авторы фильма, похоже, видели как минимум два неординарных псевдоисторических фильма: «Историю рыцаря» и китайского «Героя». Из первого в «Геракла» пришла идея сплоченной команды, готовой порвать любого, где каждый по-своему харизматичен и где лидер — не совсем тот, за кого себя выдает. Из второго — политическая составляющая: наемная бригада греческого мифотворца сперва рьяно содействует объединению греческих земель под властью одного правителя, а потом с еще большим упоением отвергает империалиста-узурпатора и начинает бороться против него, имея в виду независимость и свободу. До демократических выборов, правда, не доходит — но, возможно, в планах у создателей картины есть продолжение.