«Первый мститель: Другая война», новые приключения самого заслуженного, но и самого скучного из супегероев комикс-империи Marvel: Капитан Америка уже шутит, но по-прежнему блюдет целомудренность.

В первом «Первом мстителе» главный герой Стив Роджерс (Крис Эванс), дистрофик и ходячая энциклопедия хронических заболеваний, благодаря научным экспериментам ученых превращенный в практически неубиваемого атлета, совершал подвиги на Второй мировой войне. Ко второму фильму он успел впасть в заморозку, оттаять в наши дни и, между приквелом и сиквелом, спасти мир в сборной команде «Мстителей». Теперь его бицепсы напоминают уже не пивные кружки, а небольшие бочонки, живи да радуйся, но на душе — непорядок, а в красивой голове — черные мысли. Стоило ли, терзается Стив, проходить через муки мутации ради работы на анти-террористическую контору «Щ.И.Т.», деятельность которой представляется ему все более сомнительной? Стала ли историей мистически-фантастическая фашистская контора «Гидра», как будто канувшая в никуда после войны, или она действует до сих пор? Не держат ли нынешние коллеги, а конкретно супер-женщина Черная Вдова, она же Наташа Аолиевна Романофф, она же Скарлетт Йоханссон, его за дурачка (примерно: «Что на этой флэшке?» — «Да ничего интересного, просто забей»)? Увы, жизнь дает на страшные догадки уникального ветерана сплошь положительные ответы. Да, в «Щ.И.Т.» не все ладно. Да, у «Гидры» отросли новые головы (пускай и не такие импозантные, как у Хьюго Уивинга из первой серии). Да, Черная Вдова и правда что-то скрывает — но для его же, Стивова, блага. Все плохо. 

Капитан Америка, пускай даже и переименованный для российской аудитории (толерантность — традиционно не главная наша добродетель) в Первого Мстителя, так и не стал ее фаворитом; при том, что в Штатах входит в пятерку комикс-либимцев. Авторы наделили старейшину супергеройского племени империи Marvel волнующим патриотизмом, звездно-полосатым щитом (мир комиксов — сплошь условности, но и в этом мире вменяемый с виду и одетый в цивильное половозрелый блондин с неизменной детской «ледянкой» за спиной выглядит по-дурацки) приятной, хотя и по-маниловски нейтральной внешностью и нулевой харизмой. Что особенно заметно в «Мстителях», стоит Роджеру неосторожно оказаться в одном кадре с искрящим обаянием оружейным бароном Тони Старком, а в «Другой войне» — рядом с одноглазым лысым Сэмюэлом Л. Джексоном, который все увереннее напоминает Федора Бондарчука в негативе.

Авторы нового фильма как-то борются с блеклостью героя, вкладывая ему в сахарные уста бесхитростные, но уж какие есть, шутки («Ты тяжелее, чем кажешься» — «Я плотно позавтракал»), но по-прежнему с энтузиазмом доброй нянюшки-дуэньи оберегают его целомудрие. Героиня Скарлетт Йоханссон целуется с ним исключительно для маскировки и неустанно предлагает решиться да и пригласить на свидание кадровичку или секретаршу (что в разъеденном коррупцией «Щ.И.Те» как минимум неосмотрительно). Но что герою все эти пустоголовые офисные красотки — ему бы посидеть у одра, держа за дряблую пигментную лапку свою платоническую подружку еще по 1940-м, которая, в отличие от ухажера, успела нормально состариться и посматривает на вечно юного бутуза со смешанными, должно быть, чувствами.

Впрочем, разумно будет предположить, что на кинокомиксы зритель идет не за изящной драматургией (хотя она есть в «Хранителях»), смешными шутками (это к «Железному человеку») или новаторством (айда на «Американское великолепие»), а за спецэффектами и зрелищными сценами. Все это в картине есть, можно кушать с маслом: схватки на земле, под землей, в воде и в воздухе, массовая драка в лифте, две не постыдные автомобильные погони. Сгорит ли Первый Мститель в падающем гигантском воздушном ракетоносце, спасет ли он мир, теоретически волнуется, весь изъерзавшись, вдавленный децибелами в кресло зритель. Дать на эти вопросы утвердительный ответ было бы, конечно, жирным спойлером, но.