Вторая часть трилогии Питера Джексона по повести Джона Рональда Толкиена — ошибки первого фильма исправлены, но слишком высокие стандарты «Властелина колец» по-прежнему недостижимы.

«Пустошь Смауга» стартует ровно на том же месте, где завершился приквел. Мохноногий хоббит Бильбо Беггинс (вчерашний тихий мещанин, а ныне Взломщик), тринадцать гномов во главе с Торином Дубощитом, а также Гэндальф, маг, мудрец и возмутитель общественного спокойствия, видят перед собой Одинокую гору. Для изгнанников-гномов она — желанная историческая родина, представляющая, впрочем, не только сентиментально-почвеннический интерес. Внутри горы находятся бессчетные сокровища, которые, валяясь на золоте, как собака на сене (собака, правда, огнедышащая, крылатая и с огромными зубами) охраняет дракон Смауг. Несмотря на близость вожделенной цели, путешествие окажется для героев не быстрым.

Как говорил в прошлом году , обещанного конца света не случится хотя бы и потому, что лишить человечество возможности увидеть первого «Хоббита» (как и нынешний, стартовавшего в горячий предновогодний сезон) было бы со стороны небесных инстанций большим свинством. Оба волнительных события едва ли оправдали ожидания. Конца света и вовсе не случилось. «Нежданное путешествие», слишком детское и прямолинейное по сравнению с «Властелином колец», слишком неторопливое, слишком громоздкое по отношению к 300-страничной книжке-первоисточнику, оказалось не тем фильмом, не посмотрев который не появишься в обществе. 

Но недостатки не помешали картине собрать в мировом прокате миллиард долларов с хвостиком, а коммерческие перспективы второй части дилогии вполне радужны, поскольку над этими недостатками авторы явно поработали. Тот, кто ждал слишком многого от первого «Хоббита», рисковал уйти разочарованным. От второго многого не ждешь, и потому он оказывается приятным сюрпризом. Это по-прежнему очень долго (два часа сорок минут), но куда более динамично. От сцены битвы с пауками в психотропном лесу, навевающем путникам галлюцинации, до финальной схватки с драконом, по ходу которой ящера пытаются утопить в расплавленном золоте, героям выпадает редкая возможность передохнуть. Очень красиво: эффектный визуальный ряд обеспечивают пропущенные через компьютер и революционные съемочные технологии величественные пейзажи Новой Зеландии.

Более или менее непредсказуемо. Если в первой части увеличения объема ради брал мимолетный эпизод из книги и форсировал его в двадцатиминутную эпическую сцену, то теперь он позволяет себе большую творческую смелость по части сюжета. Толкиенисты, понятно, имеют основания заведомо содрогнуться. Но Джексон бродил по Средиземью достаточно долго, чтобы поиграть в полноценное соавторство и укомплектовать программу не только отсутствующим в книжке Леголасом, но и пришедшей совсем с мороза эльфийской воительницей Таурелью. Девушка, спортсменка и просто красавица, не только виртуозно нашпиговывает орков стрелами, но и дает сценаристам основания ввести в фильм любовную линию.

В текстах Толкиена с любовью и так то не густо, а в «Хоббите» особенно, зато, в чем можно убедиться и спустя годы после первого прочтения, неизменно хорошо с магией. Новый «Хоббит» хорош и в плане зрелищности (но даже от неудачных джексоновских картин вроде «Кинг-Конга» странно было бы ожидать другого) и по части уравновешивающей пафос человечности (вся она — на лице превосходного Мартина Фримена). С ним не скучно и развлекательно. Но ощущения чуда, позволяющего забыть, что ты не в масштабном парке аттракционов с билетером на входе, а, натурально, в гостях у сказки (в случае с избаловавшим зрителей «Властелином колец» было именно так) — его, к сожалению, нет.