Без солнца

Оценка редакции
Sans soleil
Алексей Филиппов
9 августа

Рецензия: «Без солнца» Криса Маркера (1982)

«Ваш досуг» соместно с каналом «Тинтина вечно заносит в склепы» запускает серию публикаций о авторском кино, которе достойно вашего внимания.


В мир добропорядочных граждан режиссер-экспериментатор Маркер как правило попадает через постель, зачеркнуто, фильм Терри Гиллиама «12 обезьян», который понадергал из его «Взлетной полосы» 1962-го. Что бы он ни заимствовал, встрече с Маркером это не очень помогает, так как «Полоса» - это фотофильм (или иногда его еще называют фотороманом почему-то). К такому жизнь поклонников VHS, дисков и тем более файлов в 751 мб не готовит.

Дальше больше - у Маркера вообще немало картин, но эта самая известная (он вообще себя убийственно точно, хоть и шуточно, определял как «неизвестного автора известных фильмов»). Достаточно поставить рядом «Обезьян» и «Полосу», чтобы понять почему: заурядность и вторичность до сих пор считается бичом культуры, только ленивый не использует это как убийственный аргумент против артефакта Х, но припасть к пульсирующему мозгу хотя бы отчасти свежих идей - тоже задача не из простых.

Собственно, «Без солнца» - названный в честь вокального цикла Мусорского как-бы-документальный фильм-видеоэссе, в котором Маркер, как и полагается мыслителям от медиума, размышляет примерно обо всем, но преимущественно - про время, технологии и ритуалы. Например, как они парадоксальным образом уживаются с видеоиграми и прочими метками будущего в стране Японии. Для контраста он берет «самую забытую страну Африки» Гвинею-Бисау, где таких технологий нет, а вера в ритуалы и прочая архаика по-прежнему очень сильны.

Подлинная красота «Без солнца» при этом не в гипнотическом видеоряде, частично снятом Маркером, частично позаимствованном из видеобанка (что бы это ни значило). И даже ни в смешивании дока и фикшна: весь авторский текст выдается за чтение женщиной писем вымышленного оператора Сандора Красны. Даже не тем, что фильму удается запечатлеть поток сознания и образов, который может оформляться в голове в густой сноп мыслей. Поражает именно плотность мыслей Маркера, обилие наблюдений и интерпретаций: от ёмких цитат камикадзе («В самолете я сам машина, кусок металла, а на земле - человек, у которого есть чувства») до размышления о видеоиграх как «первом этапе помощи машин человеческой расе» («единственное будущее интеллекта»), от размышления о ритуалах, которые проникают даже в такие высокотехнологичные вещи, как военные действия в XX веке, до женщин Гвинеи-Бисау и вообще («От всех женщин исходит ощущение неразрешимости. А задача мужчин сделать так, чтобы они как можно позже это осознали»). Проходится он и по революциям, и по их окончанию, и по иллюзиям 1960-х, и по тому, что с ними стало, по привилегиям и невозможности от них отказаться (так как выбор - тоже привилегия).

В общем, это образцовое размышление о памяти, беспамятстве, ритуалах, гибкости истории и общества и о том, что даже за приятными воспоминаниями может скрываться бездна отчаяния (то есть свет не отрицает тьмы, а «память не противоположна забвению»). В общем, мощь.

Отзывы о «Рецензия: «Без солнца» Криса Маркера (1982)»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

Майкл Фассбендер, Ларс Айдингер и другие кинозвезды, готовые на все ради искусства.

с 12 июля (чт) | США, 2018, 1 к/т, драма, комедия с 12 июля (чт)

Шарлиз Терон в роли многодетной матери-одиночки.

с 12 июля (чт) | США, 2018, 61 к/т, комедия, фэнтези, мультфильм, семейный с 12 июля (чт)

На этот раз Дракула вместе со своими друзьями отправляется в круиз на шикарном лайнере.

с 26 июля (чт) | США, 2018, 69 к/т, боевик, приключения, триллер с 26 июля (чт)

Итан Хант и его команда в очередной раз спасают мир.

с 16 августа (чт) | Великобритания, США, 2018, 83 к/т, комедия, мюзикл с 16 августа (чт)

В продолжении известного мюзикла мы увидим не только Мэрил Стрип, но и Шер.

со 2 августа (чт) | США, 2017, 8 к/т, драма со 2 августа (чт)

Тимоти Шаломе в роли начинающего наркодилера.

с 26 июля (чт) | Италия, Франция, 2017, 1 к/т, комедия, мелодрама с 26 июля (чт)

Очень летнее кино про молодость и любовь о триумфатора Канн 2013 года.

со 2 августа (чт) | Германия, 2018, 7 к/т, драма со 2 августа (чт)

Трогательная история любви на складах супермаркета.

с 9 августа (чт) | США, 2018, 77 к/т, боевик, комедия с 9 августа (чт)

Двое подруг оказываются втянутыми в опасный мир шпионажа, когда одна из них узнает, что ее бывший — секретный агент.

с 19 июля (чт) | США, 2018, фантастика, мелодрама с 19 июля (чт)

Юэн МакГрегор и Леа Сейду в драме о трудных экспериментах над самыми глубокими чувствами.

со 2 августа (чт) | США, Франция, 2016, 37 к/т, драма, триллер со 2 августа (чт)

Элизабет Слоун — самый востребованный и рисковый лоббист и самая сексуальная акула политического бизнеса США.

с 9 августа (чт) | Китай, 2016, 17 к/т, фэнтези, мультфильм, мелодрама с 9 августа (чт)

Волнующая сказочная история о жизни и любви между двух миров.