Отзывы о "Без солнца"

Оценка редакции
Sans soleil
Алексей Филиппов
9 августа

Рецензия: «Без солнца» Криса Маркера (1982)

«Ваш досуг» соместно с каналом «Тинтина вечно заносит в склепы» запускает серию публикаций о авторском кино, которе достойно вашего внимания.


В мир добропорядочных граждан режиссер-экспериментатор Маркер как правило попадает через постель, зачеркнуто, фильм Терри Гиллиама «12 обезьян», который понадергал из его «Взлетной полосы» 1962-го. Что бы он ни заимствовал, встрече с Маркером это не очень помогает, так как «Полоса» - это фотофильм (или иногда его еще называют фотороманом почему-то). К такому жизнь поклонников VHS, дисков и тем более файлов в 751 мб не готовит.

Дальше больше - у Маркера вообще немало картин, но эта самая известная (он вообще себя убийственно точно, хоть и шуточно, определял как «неизвестного автора известных фильмов»). Достаточно поставить рядом «Обезьян» и «Полосу», чтобы понять почему: заурядность и вторичность до сих пор считается бичом культуры, только ленивый не использует это как убийственный аргумент против артефакта Х, но припасть к пульсирующему мозгу хотя бы отчасти свежих идей - тоже задача не из простых.

Собственно, «Без солнца» - названный в честь вокального цикла Мусорского как-бы-документальный фильм-видеоэссе, в котором Маркер, как и полагается мыслителям от медиума, размышляет примерно обо всем, но преимущественно - про время, технологии и ритуалы. Например, как они парадоксальным образом уживаются с видеоиграми и прочими метками будущего в стране Японии. Для контраста он берет «самую забытую страну Африки» Гвинею-Бисау, где таких технологий нет, а вера в ритуалы и прочая архаика по-прежнему очень сильны.

Подлинная красота «Без солнца» при этом не в гипнотическом видеоряде, частично снятом Маркером, частично позаимствованном из видеобанка (что бы это ни значило). И даже ни в смешивании дока и фикшна: весь авторский текст выдается за чтение женщиной писем вымышленного оператора Сандора Красны. Даже не тем, что фильму удается запечатлеть поток сознания и образов, который может оформляться в голове в густой сноп мыслей. Поражает именно плотность мыслей Маркера, обилие наблюдений и интерпретаций: от ёмких цитат камикадзе («В самолете я сам машина, кусок металла, а на земле - человек, у которого есть чувства») до размышления о видеоиграх как «первом этапе помощи машин человеческой расе» («единственное будущее интеллекта»), от размышления о ритуалах, которые проникают даже в такие высокотехнологичные вещи, как военные действия в XX веке, до женщин Гвинеи-Бисау и вообще («От всех женщин исходит ощущение неразрешимости. А задача мужчин сделать так, чтобы они как можно позже это осознали»). Проходится он и по революциям, и по их окончанию, и по иллюзиям 1960-х, и по тому, что с ними стало, по привилегиям и невозможности от них отказаться (так как выбор - тоже привилегия).

В общем, это образцовое размышление о памяти, беспамятстве, ритуалах, гибкости истории и общества и о том, что даже за приятными воспоминаниями может скрываться бездна отчаяния (то есть свет не отрицает тьмы, а «память не противоположна забвению»). В общем, мощь.

Отзывы о «Рецензия: «Без солнца» Криса Маркера (1982)»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 15 ноября (чт) | Великобритания, США, 2018, 36 к/т, приключения, фэнтези, семейный с 15 ноября (чт)

с 13 декабря (чт) | Австралия, США, 2018, 117 к/т, боевик, приключения, фантастика, фэнтези с 13 декабря (чт)

Джейсон Момоа в роли правителя семи морей.

с 13 декабря (чт) | США, 2018, 116 к/т, боевик, приключения, фантастика с 13 декабря (чт)

Первый спин-офф «Трансформеров» про робота, который пересобирается из Volkswagen Beetle.

с 1 ноября (чт) | Великобритания, США, 2018, 44 к/т, драма, биография с 1 ноября (чт)

Байопик о культовом музыканте и лидере группы «Queen» — Фредди Меркьюри.

с 13 декабря (чт) | США, 2018, 90 к/т, комедия, фэнтези, мультфильм, семейный с 13 декабря (чт)

Они шумят, все украшают и дико бесят — Гринч снова в деле!

с 6 декабря (чт) | Германия, Дания, Швеция, Франция, 2018, 59 к/т, драма, триллер, ужасы с 6 декабря (чт)

Страшная история маньяка, который превратил убийство в искусство.

с 6 декабря (чт) | Бельгия, Франция, 2018, 16 к/т, драма с 6 декабря (чт)

Фильм о героях и событиях Великой французской революции.

с 22 ноября (чт) | США, 2018, 59 к/т, комедия, приключения, фэнтези, мультфильм, семейный с 22 ноября (чт)

Волшебное путешествие во вселенную интернета.

с 29 ноября (чт) | Италия, США, 2018, 3 к/т, детектив, триллер, ужасы, фэнтези с 29 ноября (чт)

Главный эстетский хоррор года.

с 6 декабря (чт) | Новая Зеландия, США, 2018, 102 к/т, боевик, приключения, триллер, фантастика, фэнтези с 6 декабря (чт)

Постапокалиптическая история про города, которые поедают друг друга.

с 13 декабря (чт) | Германия, Белоруссия, Россия, США, 2018, 17 к/т, драма, комедия с 13 декабря (чт)

Творческая девушка диджей Веля из Минска мечтает уехать в Америку.

с 13 декабря (чт) | Германия, 2018, 7 к/т, документальный с 13 декабря (чт)

101 собеседник поделился с Германом Васке мыслями о креативности.