Добротный, но предсказуемый фантастический боевик Найта. М. Шьямалана про отдаленное будущее Земли — бенефис Джейдена Смита с его отцом Уиллом на втором плане.

После нашей эры — это мягко говоря. По сюжету, с того момента, как люди загадили Землю до полной непригодности и на ней отсторожили свое «обливионовские» клоны , миновала тысяча лет. Человечество за это время переселилось на планету Нова Прайм, комфортную для жизни почти на сто процентов — досаждают лишь недобитые аборигены. Они натравливают на людей Урсов, слепых монстров, которые бросаются на живую цель, почуяв исходящий от нее запах страха. Логично, что управиться с Урсами могут те, кому удалось выдавить из себя страх в принципе — и среди них генерал армии рейнджеров Сайфер (). В очередную межпланетную командировку он прихватывает собой рвущегося к приключениям тинейджера-сына со старомодным по меркам будущего именем Китай (). Все, разумеется, пойдет не по плану. Корабль экстренно сядет на самую неподходящую для посадки планету (правильно — Землю), разломится пополам, и в живых останутся только трое. Сайфер с переломанными ногами, Китай и Урс. Последнего взяли в полет для опытов, но он вырвется на свободу и в нужный момент хорошенько принюхается, пахнет ли от Китая страхом.

Земля без нас предсказуемо похорошела, зазеленела пуще прежнего — с ранними фильмами новую картину роднит немногое, но умение делать масштабно и красиво мастера не покинуло. Днем жаркое лето, по ночам арктический холод (судя по метеосводкам последних лет, до наступления этого удивительного климата ждать тысячу лет не придется). Для того, чтобы нормально дышать, героям требуются специальные облатки (Урс обходится без них, ну так зверье, что с него взять), запасы которых, как аптечки в компьютерных играх, авторы подбрасывают как бы и неожиданно, однако ж строго по драматургическому графику. Населяют планету модернизированные в процессе эволюции приматы, овцебыки, кабанчики и орлы-гуманисты, с одним из которых Китай сводит дружбу. Для птички дружба ничем хорошим не кончится.

В «После нашей эры» Шьямалан обживает территорию семейного кино. Если «Повелитель стихий» трехлетней давности был адресован совсем уж детворе в штанах на лямках, то новый фильм найдет, вероятно, понимание среди романтически настроенных подростков — не зря по рукам главных героев переходящим вымпелом гуляет приключенческий роман воспитания «Моби Дик». Под необязательным - космическим антуражем и пост-апокалиптическими земными красотами (по первоначальному замыслу сценариста и продюсера Смита-старшего, события развивались без фантастических понтов, в наши дни на Аляске) прикопано простенькое сочинение на тему «отцы и дети». Пока Китай проходит мужскую школу выживания, добираясь до потерявшегося в лесах аварийного маячка, обездвиженный Сайфер, сидя в конуре корабля, припоминает, что такое родительская любовь (она у него вместе с чувством страха успела несколько атрофироваться). И тут же как бы борется за эту любовь с самим собой: из-за болеутоляющих герой подолгу пребывает в отрубе, а в минуты просветления еле ворочающимся языком снабжает сына по рации ценными нравоучениями.

Эти сцены напоминают беседы папки-алкоголика с тщетно пытающимся понять его бормотание ясноглазым кровинушкой (вот социальная драма, в которой Смиты, оба хорошие актеры, могли бы сыграть вместе), снимают, будто те самые анальгетики, пафос происходящего, рождая комический эффект. Естественно, незапланированный. Шьямалан и раньше то шутил по разу за фильм, пришивая к истории непредсказуемый финал. Однако новая лента, с которой все понятно с первых кадров, и вовсе обходится без неожиданностей, увы.