Последний фильм Абеля Ферарры о художнице и актере в предвкушении апокалипсиса тянет на философскую притчу о том, что значит «поступать правильно».


Всем известно, что в 4.44 планета Земля взорвется. В Нью-Йорке, в квартире-студии, актер Циско () и художница Скай (Ли) занимаются сексом. По телевизору показывают Альберта Гора, который получил Нобелевскую премию мира за свою борьбу с глобальными изменениями климата (хотя, кажется, ему не удалось этим никого спасти). На другом канале Далай-лама размышляет о деньгах, власти и роли человека в этом мире. Какой-то бородатый мужик из Индии рассуждает: «Видим ли мы ручку, или только ее часть, или, что еще страшнее, — только ее образ?» Чуть позже парочка поест китайской еды, заказанной на дом, и одолжит посыльному свой компьютер, чтобы тот мог попрощаться с семьей по скайпу. Девушка будет рисовать большую картину с синим драконом, а Циско — слоняться по городу, разговаривать с воздухом и думать, все ли он правильно делал в этой жизни. На улицах в это время сгущается истерия: люди прыгают с балконов, паломники совершают хадж, небо начинает светиться зеленым.

Новый фильм продолжает популярную в последнее время тему конца света. В отличие от «Меланхолии» , которая сначала обещает визуальный экстаз, а затем сдувается до рутинного психоанализа, в «4.44. Последний день на Земле» есть лишь долгие философские беседы. Герои беспрестанно рассуждают о том, какой бурной была их жизнь, а на экране при этом не происходит ничего интересного: большую часть времени занимают разговоры по скайпу. Циско то созванивается с блюзовым гитаристом Фрэнсисом Купером (вполне реальным человеком, чья музыка разбросана по всему фильму), чтобы узнать, как прошла вечеринка, то общается с дочерью, то ругается с женой по поводу того, кто кого и почему бросил и что могло бы быть, если бы да кабы.

Мастер рассказывать про темную сторону человека, в новом фильме Феррара дает слабину. Это во времена «Плохого лейтенанта» он мог прижимать зрителя к стенке и выбивать из него пороки. С «Последним днем» иначе: невнятный сюжет, визуально бедная картинка и бесхитростная, в общем, мысль, которую Феррара без заморочек транслирует: посмотрите, как скучно живем, господа, — с близкими не видимся, жен бросаем, работаем ради денег, наркотики — и те принимаем, чтоб не испугаться конца света.

Мать героини говорит своей дочери: «Ты поступала правильно, ты занималась искусством, чтобы сделать этот мир лучше». Похоже Абель Ферарра — последователь Генри Миллера и Чарльза Буковски – пытается успокоить себя уговорами, что бесчисленные пьянки, тусовки и творчество были действительно важнее семьи.