«Игра Эндера» — укомплектованная занятными идеями, бедными спецэффектами и летающим Харрисоном Фордом экранизация хорошего фантастического романа Орсона Скотта Карда.

Полусотней лет ранее на Землю напали пришельцы, называемые Жукерами за свой насекомый – и скорее уж отчасти муравьиный, чем жучиный – вид. Атаку удалось отбить, враги убрались к себе в галактику, однако земное командование по-прежнему уверено, что Жукеры угомонились лишь на время и вот-вот нанесут повторный удар. А посему с наступлением их лучше опередить: американская внешняя политика ни в прошлом (когда был написан положенный в основу фильма роман), ни в будущем (когда происходит действие) принципиально не меняется. В связи с этим строится могущественный космический флот, причем, по мнению генералитета, возглавить его должен тинейджер: подростки, дескать, и мыслят свободнее, и легче на подъем, и не обременены наживаемой с годами ненужной рефлексией. В результате тщательного отбора остается оптимальный кандидат — Эндрю Эндер, смышленый субтильный отрок (, сыгравший в «Хранителе времени» у ), в разрешении любых конфликтов предпочитающий дипломатию, но когда дипломатия не срабатывает, дерущийся до полного самозабвения.

В картине вроде бы собраны все компоненты, чтобы потрафить поклонникам тинейджерских фэнтези, разве что магия здесь заменена космической романтикой. Главный герой — поначалу, как и полагается, лузер, неуклонно завоевывающий симпатии сверстников и становящийся лидером. Необыкновенная — хотя бы уже потому, что находится на орбите — школа. Аналог квиддича — войнушка с пестиками в невесомости. Комически-противный оппонент главного героя Бонзо, карьерист и завистник (на молодого актера , благодаря мощной харизме, стоит в дальнейшем обращать внимание; недавно сыграл в хорошем фильме «Короли лета», которые сейчас в прокате). Намек на романтическую линию, которую авторам хватило деликатности не загнуть в любовный треугольник «мальчик + девочка + мальчик», этот золотой сюжетный стандарт франшиз типа «Сумерек» или «Голодных игр». Режиссер и сценаристы вообще с бережностью относятся к литературному оригиналу Орсона Скотта Карда – известному в России и культовому в Штатах одноименному роману, который по духу ближе скорее к Толкиену, чем к сентиментальной макулатуре от Стефани Майер.

«Сумерки» сочатся переслащенным клюквенным нектаром, а в «Игре Эндера» кровь соленая и горячая. По неоднозначности главный герой дает фору толкиеновскому Фродо. Хороший мальчик с грустными глазами и трудным детством убивает, впавши в раж (унаследованный от изверга-брата), двух сверстников, не негодяев, просто хулиганов; в фильме, правда, летальный исход вынесен за кадр. Что до менее очевидных аналогий, то «Игра Эндера» напоминает нашумевший российский трэш «Сволочи», хотя она, конечно, идейнее и умнее. Действие перенесено в космос, а вместо и с , но взрослые все также полны решимости пустить детей на убой ради неочевидной цели. Детям же в ответ остается только готовить дядям и тетям неприятные сюрпризы. Стать образцовым блокбастером неглупой «Игре Эндера» мешает разве только торжество содержания над формой (обычно все наоборот). Доморощенные спецэффекты, покачивающегося в воздухе Харрисона Форда и грубо нарисованный на заднике вид на галактические дали после «Гравитации», конечно, невозможно воспринимать всерьез.