В бесстыдной драме о сексоголике старательно анализируется природа человеческих страстей и душевной импотенции.

Британский режиссер Стив МакКуин снял элегантную драму про секс. Это его второй совместный проект с великолепным актером Майклом Фассбендером, которого режиссер мало того что раздевает донага, но еще и заставляет совокупляться с трагической миной на лице. Продолжая интерес МакКуина к человеческому телу, начатый в драме «Голод», «Стыд» исследует пороки общества на примере одного персонажа-эротомана.


Герой — успешный менеджер крупной компании, красавец и ловелас Брэндон. Он не обделен вниманием женщин («закадрить» любую — для героя дело пяти минут), но не растрачивает себя на длительные отношения, предпочитая им легкие интрижки, любовь за деньги и виртуальный секс. Брэндон — эротоман, и проводит дни и ночи, удовлетворяя свою  потребность всевозможными способами. Его дом — склад эротических журналов, рабочий компьютер «загрязнен» мегабайтами порно, и общее течение жизни контролируется одним-единственным плотским желанием... В перерывах между эротическими приключениями Брэндон мучается одиночеством и чувством вины. А приезд младшей сестры Сисси — той еще штучки — усугубляет душевные страдания мужчины. Она ходит по квартире голышом, ограничивает его личное пространство, заставляет краснеть, обвиняет в бесчувственности — и осознание собственной испорченности обрушиваются на героя с новой силой.

Фрейдистские проблемы Брэндона становятся двигателем сюжета. Эротомания —  тоже недуг, хотя и не самый страшный. Намеренно не вдаваясь в рассуждения и умничанья режиссер представляет зрителям подробную хронику нескольких дней из жизни сексоголика: сплошь плотские забавы и эротические переживания. Казалось бы, о чем еще может мечтать свободный современный мужчина? Но нет. В неприветливом мире герой Фассбендера чувствует себя изгоем, потому что не получает радости от пресловутых сексуальных утех. Забавно, но если в начале фильма симпатичному эротоману нет-нет, да и тянет позавидовать, то после страдальческих мин, которые Брэндон-Фассбендер выдает в процессе совокупления, от зависти не остается и следа. Как говорится, такого счастья нам не надо.

В «Стыде» Фассбендер обнажается отнюдь не только душевно, дефилируя перед публикой в чем мать родила. Для съемок в предыдущем фильме МакКуина («Голод») актер сильно сбросил вес — ему пришлось играть заключенного, который решается на голодовку из идейных соображений: выйти из тюрьмы. И погибает. Тело так и не стало ключом к свободе. Одержимый похотью Брэндон, герой «Стыда», сам стал заложником своей плоти. Вживаясь в этот непростой образ, Фассбендер посещал клуб анонимных сексоголиков, а впоследствии признавался, что роль в «Стыде» стала для него одной из самых сложных. Его пугала участь героя — перестать получать удовольствие от жизни и секса.

Конечно, «Стыд» — кино для взрослых. Однако несмотря на обилие (если не сказать переизбыток) откровенных сцен, фильм не выглядит пошлым и однобоким. Артистическое прошлое режиссера (он прославился как художник-авангардист и мастер видеоарта) находит отражение в каждом кадре. Грамотная операторская работа (Шон Биббит работал также над фильмами «Без истерики!» и «Голод») преподносит взгляду зрителя только самое «вкусное»: обнаженные тела, статично двигающиеся под аккомпанемент печальной музыки, ночные виды Нью-Йорка и потухший взгляд героя, для которого прелести и наслаждения стали настоящей мукой. Начинающему режиссеру и его неизменному партнеру Фассбендеру удалось снять честное проблемное кино о сексе и сделать это красиво. Стильная сказка для взрослых знакомит зрителей с главной трагедией современного человека — душевной импотенцией.