Новая попытка перезапуска франшизы про Супермена от авторов «300 спартанцев» и «Темного рыцаря» декларирует спорный тезис, что спасать мир следует с исключительно серьезным выражением лица.

Ученый с планеты Криптон (вполне человекоподобный, в исполнении ), чувствует, что родному небесному телу вот-вот придет каюк: недальновидные жители вычерпали из него все ресурсы, как желток из яйца. Перед этим он отправляет на худо-бедно пригодную для жизни Землю младенца-сына, вложив ему в реактивную колыбельку флэшку, с помощью которой криптонскую цивилизацию можно будет активировать вновь, и посулив, что когда-нибудь мальчик, наделенный сверхчеловеческими способностями, поведет за собой людей к светлому будущему. Но на Земле молодой человек () попадает в руки приемного отца (), который, напротив, учит его, как отчим маньяка Декстера в одноименном сериале, что свои необычные таланты лучше всего держать при себе, притворяться нормальным и не высовываться. Герой в целом справляется, пока не находит, куда флэшку вставить. Это простое движение не остается незамеченным для бесцельного болтающегося в космосе криптонского злодея генерала Зода () и любознательной репортерши газеты «Дейли Плэнет» ().

Из всех героев комиксов Супермен — самый древний (придуман в 1938 году), самый сильный и до такой степени положительный, что рядом с ним рискуют показаться инфернальными исчадиями Капитан Америка и михалковский Дядя Степа (вот, кстати, до кого должны бы уже добраться руки у российского экш-кино, ау). Франшиза с захерела в середине 1980-х. «Возвращение супермена» (2006) пускай и не провалилось, но и не воодушевило продюсеров на сиквел. В общем, «Человек из стали» внушал известные надежды, поскольку попал в руки умельцев по части очеловечивать бумажных богатырей в трико, режиссера и продюсера . У первого в «Хранителях» сверхлюди кряхтят, болеют и стареют, а второй превратил Бэтмена в терзаемого комплексами невротика. При этом оба умеют снимать изобретательно и красиво — по этой части в картине все в порядке, хотя когда метраж переваливает за два часа, а Супермен и Зод все крушат собою небоскребы, скалы и вертолеты, и при том как новенькие, зрителю неплохо бы позаимствовать чуток этой неутомимости.

Что до психологической глубины, то работы проведены скорее косметические. Довольно неприятная поначалу, как репортеру и положено, героиня Адамс нравственно преображается под влиянием нового друга — сам он, в отличие от героя фильма 1978 года, не сразу отправляется в журналистику летать на летучки и планировать на планерки, а осваивает мужские профессии матроса и разнорабочего. Что бы там себе не воображала подружка, главной для него женщиной остается мама (). В детстве она, например, научила его психологически подкручивать настройки своего рентгеновского супер-зрения таким образом, чтобы отучиться видеть в окружающих исключительно скелеты (одна из самых эффектных сцен фильма). Герой классической ленты смотрел на жизнь веселей, сканируя розовые трусики Марго Киддер, и умел пошутить. Тогда как Супермен-2013 трагически серьезен, даже когда вопрошает у цифрового призрака отца: «Мое имя Кал? Откуда я появился?», как и его оппонент с традиционно похоронным лицом артиста Майкла Шеннона (куда ему до салонного гаера в старом фильме).

Ну да и Нолан со Снайдером, при всех достоинствах, тоже не юмористы и интересны в первую очередь как визионеры и творцы жанровых революций. Однако в этом стопроцентно коммерческом подростковом летнем блокбастере (полной противоположности расхлябанному, зато смешному третьему «Железному человеку») они ничего подобного не планировали.