Экранизация фантастического эпоса Берроуза — технологии «Аватара» помножены на старомодное обаяние мультфильма «ВАЛЛ-И», от чего кино только выигрывает.

США, 1888 год. Молодой человек прибывает в поместье своего дяди, получив от того телеграмму с просьбой явиться немедленно, но запаздывает. Дядя к моменту приезда племянника уже лежит в склепе, по настоянию покойного запертом изнутри. В наследство, помимо банальных миллионов, оставлен дневник, из которого юноша узнает о своем родственнике (а они много лет не общались) массу интересного.


Не будучи изощренным стилистом, Эдгар Райс Берроуз (в первую очередь известен как автор книжек про Тарзана) берет разгулом фантазии, рядом с которым романы его не менее известных коллег по цеху покажутся скучноватыми отчетами по итогам убийства на бытовой почве. Идея голливудской экранизации «Принцессы Марса», первой книги из цикла про Джона Картера, который случайно перенесся с Дикого Запада на красную планету, вынашивалась сто лет, и в этом есть своя справедливость. Материал просто ждал достойных технических средств, чтобы переместиться в кино во всей красе.

Здесь по желтоватому марсианскому небу скользят движимые ручной тягой красавцы-корабли. Армии закованных в латы воинов рассыпаются в пепел, попав под загадочный луч № 9. Увлеченную науками гордую принцессу на правах жертвенной скотинки норовят выдать замуж за вождя вражеского племени (на самом деле — он наймит трех лысых богов-наблюдателей, контролирующих, как у Стругацких, всю галактику, от Марса до рюмочной в штате Вирджиния). Спасает ее, разумеется, явившийся с Земли красавец-мужчина, потерявший семью и идеалы воин-наемник. Поначалу он интересуется только золотом и вариантами, как бы побыстрее свалить домой, но обхватывает полные бока девушки, чтобы сходу воспарить с ней на теряющуюся в облаках дворцовую башню, с все большим энтузиазмом.

Чушь порядочная, но увлекательная и предпочтительнее, скажем, «Аватара» (автор которого тоже внимательно читал Берроуза и кое-что у него одолжил). У Джеймса Кэмерона — глянцевая красота, аборигены, изысканные, как жирафы, да бронебойный пафос. У дебютирующего в игровом кино аниматора Стэнтона — присыпанная пылью картинка, местные жители Старки, которые напоминают кэмероновских На'ви одухотворенностью безносого лица, но при этом скрипят суставами четырех рук, как допотопный робот ВАЛЛ-И, и не расстаются со старенькими снайперскими винтовками. Пафос случается, но писаного красавца Джона Картера (), чуть что отдающего честь на американский манер, легко задвигают на второй план то обладающие фирменным марсианским юмором новые друзья, то гигантская скоростная собачка, которая на радостях щедро орошает окрестности синей, как мир «Аватара», слюной.

Журнал «Ваш Досуг» №9 (7-18 марта 2012 года)