Долгожданная экранизация романа Дэвида Митчелла братьями Вачовски и Томом Тыквером подтверждает правило, что по хорошей книге такое же хорошее кино не снимешь.

«Облачный атлас» казался неподъемным для кино. Увесистый, состоящий из шести частей литературный монолит, хоть и содержит в себе все необходимое для зрелищной экранизации, но уместить его в рамках одного фильма — невозможная задача. и братья (хотя сейчас этот бренд уже не работает, Ларри сделал операцию по смене пола и стал ) отважились и сделали трехчасовую картину.

В отличие от книги, все шесть историй, происходящих в разное время здесь переплетены, а не расставлены в хронологическом порядке. Их рассказывает своим внукам Закри — побитый жизнью бородатый и татуированный . Вот Адам Юнг () — молодой американский нотариус, отправленный своим тестем по делу, садится на корабль, чтобы вернуться домой к жене. Вот молодой композитор Роберт Фробишер () спешно смывается от любовника Руфуса Сиксмита () и устраивается прислуживать звезде музыки — немощному Вивиану Эйрсу (). Вот журналистка Луиза Рей() ведет расследование о строящемся новом атомном реакторе и случайно натыкается на Сиксмита, который знает, что реактор построен с нарушениями. Вот матерый издатель-неудачник вынужден скрываться от преследующих его рэкетиров. Вот девушка-клон Сонми () нарушает заведенные правила ее существования на фабрике и пытается узнать о жизни чистокровных (не клонов). А на далеком острове, тот самый Закри, но в молодости, прячется за камнем, пока его друга пожирают каннибалы-Коны.

История каждого персонажа вполне себе тянет на отдельный фильм. Да и опыт работы над трилогией у создателей «Матрицы» имеется. Тем более, что режиссеры дружно поделили книгу между собой, Том Тыквер делал истории из прошлого, Вачовски — настоящего и будущего. Например, фильм про издателя — совершенно гениальный. Здесь есть и искрометный дерзкий юмор, в духе ирландца и англичанина . Когда трое парней в кожанках ловко прижимают старикашку вантузом к стене — трудно не вспомнить «На игле» . И прекрасные актерские перевоплощения. Лысый Том Хэнкс с наколкой fall на кисти, в малиновом пиджаке, и бородкой а-ля играет агрессивного и неадекватного писателя, который сбрасывает с балкона едкого критика, посмевшего проявить остроумие и пошутить по поводу его книжки. А — медсестру в доме престарелых, куда мстительный брат отправляет издателя в обмен на оплату долга.

«Облачный атлас» к счастью богат на удачные образы и перевоплощения, но есть и провальные работы. Так, например, Джима Стерджесса братья Вачовски всеми силами старались превратить в Нео. А Холли Берри в умную журналистку и провидицу, которая должна спасти мир. Девушка Бонда, к сожалению не тянет ни на одну, ни на вторую — оттого все ее фразы о свободе информации, опасности профессии - кажутся картонными и фальшивыми. И несмотря на то, что Луиза Рей оказывается в воде, дело до бикини не доходит. А вот — напротив, мастерски играет роли не то что второстепенные, а эпизодические. Например, в эпизоде про клонов он просто занимается диким и безудержным сексом с одной из девушек.

«Облачный атлас» не то, чтобы плох, он при всей своей массивности, даже не рассыпается на части и не запутывает зрителя. Все истории хоть и соединены темой реинкарнации души, что выражается в виде родимого пятна у кого-нибудь из героев каждой истории, но никаких ловушек здесь нет. Детали вроде писем героя из второй части, становятся ничего не значащим символом в третьей. Никаких суперсмыслов здесь нет и разгадок искать не надо. Напротив, Вачовски и Тыквер, зачем-то по-простецки, аки Пауло Коэльо в «Алхимике» шесть раз к ряду проговаривают мораль, что все взаимосвязано и каждый поступок будет иметь последствия. Вдобавок, в «Облачном атласе» это все сдобрено темой борьбы за свободу. Но какая уж тут свобода, если на втором часу этого затянутого действа охранник светит лазером в телефон, а тебе просто хочется посмотреть — сколько еще осталось времени до конца фильма.