Старт долгожданного приквела «Властелина колец», растянутого до трилогии — первый блин, вышедший комом, пускай и съедобным, но не более того.

В прологе авторы устраивают зрителю обзорную экскурсию во времени, двумя-тремя стежками увязывая в одну конструкцию прошлое, настоящее и будущее мира Средиземья — с доступностью, которой не найдешь в литературном первоисточнике Толкиена. В прошлом дракон Смауг (так в фильме; в книжке Смог) разоряет королевство гномов Эребор и залегает Под Горой на золотых россыпях. В настоящем маг Гэндальф приводит 13 гномов, решивших отвоевать королевство и сокровища, в уютную норку хоббита Бильбо, отрекомендовав им этого тишайшего мещанина как гениального взломщика, готового к любым авантюрам. Будущее, наконец, петлей захватывает первые кадры кино-трилогии «Властелина колец», прекрасно знакомой заинтересованному зрителю. Спустя 60 лет после приключения с драконом старик Бильбо утром в свой 111-й день рожденья обещает племяннику Фродо (камео вечно молодого ) рассказать, как все было на самом деле, в доселе неслыханных подробностях.

Тем же самым занят и , долго, как известно, отбрыкивавшийся от режиссерского кресла на съемочной площадке «Хоббита» (и пытавшийся впихнуть вместо себя ), но в результате угнездившийся в нем аж на три серии по два с лишним часа каждая. Большинство этих самых подробностей, о которых в нетолстой детской книжке «Хоббит: Туда и обратно» ни слова, режиссер, по его словам, извлек из рабочих записей Толкиена. Таким образом, эпос пополнился координирующим жизнь Средиземья Белым Советом, включающим Элронда, Сарумана, Галадриэль и Гэндальфа (с Саруманом у последнего покамест дружеские отношения, а с Галадриэль — намеки на чуть ли не романтические, впрочем, поди их 1000-летних, разбери). Всех четверых персонажей мы могли увидеть и во «Властелине колец», но есть и перспективные новички. Это перманентно усеянный птичьим пометом маг Радагаст, инспектирующий леса на летних санях, запряженных ездовыми зайцами, и Бледный Орк, который, судя по всему, будет исполнять во франшизе обязанности главного злодея, пока из сумерек не выйдет некто Некромант.

Любую упомянутую в книге стычку, будь то схватка с троллями или потасовка с орками, Джексон форсирует до полноценного побоища, которые в картине занимают примерно две трети экранного времени. Вообще, наиболее очевидный плюс «Нежданного путешествия» (помимо, понятно, исполнителя главной роли — как и ожидалось, образцового Бильбо) это зрелищность. Но, во-первых, еще бы Питер Джексон не умел сделать красиво. А во-вторых, экшн здесь ничуть не более изобретательный и лютый, чем в десятке-другом новейших блокбастеров. Причем, скажем, поединок двух сложенных из горных глыб великанов (на который в книжке и намека нет) ровно никакой роли в сюжете не играет, спокойно мог бы быть или не быть.

С декоративными понтами специалистов по компьютерной графике все было в порядке и во «Властелине колец». Но революционным явлением в истории кино джексоновская трилогия стала, благодаря не только качеству машинерии, но и тому, что под каждый спецэффект находился драматургический повод. В «Нежданном путешествии» на этот предмет никто не парится. Возрастной зрительский ценз — вегетарианские «+ 6». Минимум философии, максимум аттракционов, лица и шуточки попроще («Ой, смотрите, кем я высморкался»), образцовый новогодний блокбастер на каникулы. Ждать, что коммерческое кино окажется еще и шедевром искусства — грех, как известно, и пустая блажь. Но в данном случае почему-то особенно обидно, что не шедевр, совсем нет.