Экранизация лучшего детективного романа нового века, в которой гений режиссера Дэвида Финчера счастливо дополняет талант писателя Стига Ларссона.

Шведский журналист Калле Блумквист (), специализирующийся на расследовании экономических афер, терпит самый головокружительный в своей карьере крах, проиграв в суде нечистоплотному магнату Веннерстрему. В этот неприятный момент к нему обращается с интересным предложением могучий старик Вангер (), глава индустриального концерна, потихоньку приходящего в упадок, но со следами былого величия. Задание состоит в том, чтобы выяснить, кто 30 лет назад убил любимую племянницу старика Харриет и куда подевал тело. Блумквист поселяется в поселке, плотно заселенном подозреваемыми, многочисленными Вангерами, каждый из которых друг другу (и уж тем более заезжему журналисту) — волк, лиса и медведь. Распутывая гадючий фамильный клубок, Калле получает помощницу — гениального компьютерного хакера Лисбет Саландер (), утыканную булавками девушку с трудной судьбой и выдающимися аналитическими способностями.


Книжная трилогия не дожившего до своего триумфа (а это лучшее, что случилось в мировой детективной литературе в новом веке) уже пережила скоропалительную экранизацию на родине в Швеции. Но если то была легкая кавалерия, посланная в качестве разведки, то картина Финчера — уже тяжелая артиллерия с безупречно настроенным оптическим прицелом. С литературным материалом поступает единственно верным манером. Отрезает все незначительные сюжетные линии (из-за отсутствия которых не зайдется сердце даже у самых преданных поклонников «Девушки...»), а из того, что осталось, кроит безупречный штучный продукт. Открываясь лихими титрами, в которых кадры прорисованы как будто почерневшей до состояния нефти кровью (лучший визуальный ряд к музыке Трента Резнора), повествование, как и в книжке, долго запрягает, но с каждым последующим эпизодом набирает упругую мускульную силу — на протяжении 138 минут ни разу не глянешь на часы.

Стержень истории — не столько прихотливые изгибы сюжета, сколько развитие отношений между главными героями, как романтических (страсть подлинная, но при этом спартанская, экономная на сантиментах), так и сугубо деловых. Вспомогательный Ватсон в этом тандеме, безусловно, Калле, которого малая прозорливость доводит до пыточной камеры, тогда как наделенная рефлексами машины и при этом очень живая и настоящая Лисбет — абсолютный Холмс. Крэйг (чьи голубые глаза так хорошо гармонируют с пейзажами северной зимы) безупречен в роли интеллигентного недоразумения в клетчатой карлсоновской пижамке. Но по-настоящему хороша Руни Мара, чья героиня — универсальный оловянный солдат, на одно только мгновение давший слабину и расплавившийся в предчувствии любви, той самой страны, где каждый житель, увы, обманщик.

Журнал «Ваш досуг» №21 (28 декабря 2011 года - 15 января 2012 года)