Укомплектованная лучшими силами Голливуда хроника конца света от создателя трилогии про друзей Оушена — суховатая и сдержанная, но при этом пугающе похожая на правду.

Блондинка Бэт прибывает домой из командировки, слегка покашливая, а затем скоропостижно умирает. Блогер-миллионщик сообщает читателям, что власти и врачи скрывают информацию о масштабах новой эпидемии, по сравнению с которой свиной грипп и СПИД покажутся безобидной корью. Грустный темнокожий врач идет на маленькое служебное преступление, по секрету сообщив знакомым, что те должны немедленно покинуть город, который вот-вот закроют на карантин. Нехороший кашель отдается в разных точках планеты: китайские крестьяне выкрадывают милую американскую докторшу, обещая держать ее в заложниках, пока жители деревни не получат вакцину.


Самым известным и всенародно любимым проектом остается трилогия про друзей Оушена, благодаря которой режиссер получил бессрочный продюсерский карт-бланш. А заодно стал, можно предположить, головной болью прокатчиков. С одной стороны, в картинах Содерберга всегда заняты звезды первой величины — от Бенисио Дель Торо до порномодели Саши Грей, что как будто бы должно воодушевлять аудиторию. С другой, это кино никак не назовешь массовым: для того чтобы даже в домашних условиях в два присеста одолеть дилогию «Че», требуется известная сила духа.

Надо сказать, что показанное в Венеции «Заражение» — продукт скорее коммерческий, хотя в позиционировании его как триллера есть известное лукавство (это скорее драма). Ну да, речь в картине идет о более или менее конце света, а в одном из эпизодов героине (уже мертвой) безупречно в эстетическом отношении снимают скальп. Но для того чтобы превращать финал цивилизации в цирк с конями, наводнениями и землетрясениями в манере эммериховского «2012», у Содерберга не хватает бюджета, да и лихость бойловских «28 дней спустя» — не по его части. Основной экшн генерируют не эпизоды с бесчинствами (общество оскотинивается со скоростью, опережающей темпы инфекции), а пораженческие беседы в лабораториях. Беседуют, иногда плачут, иногда буйствуют, часто умирают видные голливудские звезды (очень жаль Уинслет), но в данном случае их спокойно можно было бы заменить артистами с более скромным статусом.

Поначалу это не бог весть как увлекательно, однако быстро затягивает. Главное достоинство «Заражения» в том, что благодаря прохладной режиссерской манере Содерберга мы наблюдаем самый, наверное, правдоподобный и точный на бытовом уровне апокалипсис, будто из окошка с видом на знакомую улицу. Вот из соседского дома, не таясь, выскакивают мародеры с дробовиками. Вот первый камень летит в витрину ближайшей аптеки в ответ на объявление, что запасы вакцины на сегодня закончились. А вот нам показывают дробную хронику из жизни одного скромного свиного окорока (оказавшегося для человечества фатальным), после которой впечатлительный зритель может завязать с походами в ресторан — просмотр «Заражения» располагает к соблюдению правил гигиены лучше, чем сколь угодно броская социальная реклама. Но ближе к финалу довольно схематичная история оборачивается уместным романтическим всхлипом, и выносящее жесткий приговор человечеству «Заражение» неожиданно оказывается историей любви.

Журнал «Ваш досуг» №40 (12-23 октября 2011 года)