Образцовый летний блокбастер про инопланетян, происки спецслужб, первую любовь и съемки комического зомби-хоррора.

Оклахома, конец 1970-х. У 13-летнего вдумчивого подростка Джо (Кортни) во время аварии на заводе погибает мама, но трагические обстоятельства не позволяют ему подвести друзей-одноклассников, которые снимают фильм про зомби. Джо в проекте за гримера, и кисточка в его руках впервые вздрагивает, когда он наносит мертвецкий макияж Элис (Фэннинг), красавице-блондинке из параллельного класса, живущей с алкашом-папой. Одна из ключевых сцен будущего фильма рискует стать неожиданно зрелищной. Прямо перед камерой сходит с рельс, красиво взрываясь, ночной товарный поезд, в который перед этим на глазах Джо целенаправленно врезался грузовик. Вскоре в округе начинают твориться странные вещи. Пропадают жители, металлическая утварь (от микроволновок до машин) и собаки. В городок прибывают военные, которые явно что-то скрывают и о том, что за груз был в поезде, распространяться не спешат. Но против пытливых деток у них действенных приемов не найдется.


Один из идеологов и создателей сериала Lost, вдохновитель триллера «Монстро» Джей Джей Абрамс — из той приятной категории деятелей Голливуда, которые мало того что талантливы, так еще и одержимы не только кассовыми сборами, но и настоящей любовью к кино. То же самое в полной мере можно сказать и о Стивене Спилберге, и в новой картине (с прекрасным, поскольку бессмысленным названием, которое ровным счетом ничего не объясняет; могло бы быть и «Ура 4», например) эти двое счастливо встретились. Альтер эго создателей есть соблазн углядеть и в самих подростках, которые снимают свой пионерский хоррор (как и полагается, очень смешной) с непреклонной истовостью первых крестоносцев — и разумеется, ради того, чтобы их любили девочки. По настроению и картинке «Супер 8» это уже, конечно, совсем не Lost (как и снятый Абрамсом в 2009-м ностальгический «Звездный путь»), а скорее уж ранний Спилберг. Здесь, в частности, есть иронический, но и сентиментальный поклон «Инопланетянину» с игрой в гляделки.

По сюжету — в общем, ничего концептуально нового, ведь еще с 1950-х годов всякий ценитель фантастики прекрасно знает, что на самом деле космические пришельцы прилетели на Землю уже давно, и их упрятали в своих пыточных лабораториях спецслужбы. Инопланетного гостя нам, как в «Монстро», демонстрируют постепенно, по коготку, и две трети экранного времени он обозначает свое присутствие поскребываниями, отдаленным грохотом и бросаемыми с неземной силой железными ангарами. Скучать, однако, не приходится ни разу, поскольку, во-первых, все в порядке со зрелищностью, а во-вторых, местами ужасно смешно (обратите внимание на жизнелюбивого подростка-пиромана с огромными скобками и неувядающим оптимизмом). Дети в кадре вообще держатся прекрасно, а не выступают в качестве необязательной закуски к спецэффектам — такую душевную подростковую фантастику умели делать в позднем СССР по книжкам Булычева («Супер 8», конечно, неизмеримо богаче). Лучшая здесь — Эль Фэннинг, особенно в зомби-гриме. Младшая (но не менее талантливая) сестра Дакоты Фэннинг, известной в числе прочего по фильму «Я, Сэм» с Шоном Пенном.

Иван Гиреев
Журнал «Ваш досуг» №23 (15-26 июня 2011 года)