Новый беспробудно пафосный гимн гуманизма от Стивена Спилберга — про Первую мировую войну и с очень красивой лошадью в главной роли.

Англия, 1910-е годы. Поддавшись минутному порыву, небогатый британский фермер приобретает на аукционе коня. Уплаченные 30 гиней проделывают существенную брешь в семейном бюджете, зато счастлив юный фермерский сын Альберт (Ирвин). Коня назовут Джоуи, и юноша и лошадь с честью пронесут свою дружбу через два с половиной часа экранного времени. В испытаниях ее как на прочность, так и элементарно на выживаемость, недостатка не будет. Сначала Джоуи, скаковому коню, которому самое место на ипподроме, приходится вспахивать каменистые склоны британской глубинки (а это как скрипачу устроиться на кузню), а затем его мобилизуют в армию — на дворе 1914 год. Вскоре Джоуи отправится за другом, чтобы встретиться с ним при драматичных обстоятельствах.


Минувший год стал для Спилберга, что называется, насыщенным. Помимо десятка продюсерских проектов, он поставил первый в карьере мультфильм «Приключения Тинтина: Тайна единорога», напомнивший анимационного «Индиану Джонса». Плюс «Боевого коня», который и впрямь в первую очередь про коня. Конь, красавец-жеребец гнедой масти, без труда переигрывает весь звездный актерский состав — по тому же принципу, что в любом зрелищном представлении с начала времен маститого артиста всегда может затмить непосредственностью вертящийся тут же котик. Конь, только что выскочивший из чрева матери, поднимается на тоненькие ножки. Привольно гарцует по полям. Сводит трогательную мужскую дружбу с вороным товарищем, которому дважды хитроумно спасает жизнь. Выходит на по-есенински пронзительную дуэль с танком, рвет грудью колючую проволоку.

Все прочее естественной конской красе сильно уступает, хотя и оказывается как бы избранной антологией творчества Спилберга. Как и в «Спасти рядового Райана», в фильме много войны, но поскольку кино семейное, это война без кишок и внутренностей, в свое время вдохновивших столь многих коллег режиссера по цеху. Трупы падают аккуратно, как в вегетарианских блокбастерах студии Disney, а если кого расстреливают, то в сторонке за ельником. Как и в «Списке Шиндлера», здесь изложены советы по выживанию в плену — пусть выдержку и чувство собственного достоинства демонстрирует опять-таки лошадь.

И, наконец, как в «Инопланетянине», торжествует гуманизм, который режиссер прописывает чересчур жирными даже для себя красками. Пообщавшись с конем, всякий его новый хозяин загорается внутренним, но при этом почти зримым светом доброты, которая в какой-то момент начинает натурально слепить глаза. Гуманизму сопутствует подкрепленный симфоническими запилами композитора Джона Уильямса пафос. Так, проживает свою интересную жизнь кусочек старого военного знамени, а сцена с групповым подзыванием застрявшего на нейтральной полосе жеребца как будто вдохновлена «У.С. 2: Предстояние» Никиты Михалкова, с которым позднего Стивена Спилберга все очевиднее роднит и отсутствие чувства меры.

Журнал «Ваш Досуг» №3 (25 января – 5 февраля 2012 года)