Мощный и скроенный по нарочито классическим лекалам экшн — возможно, лучший фильм братьев Коэн за последнее десятилетие. Отменная роль Джеффа Бриджеса, десять номинаций на «Оскар».

Мэтти (Стайнфелд), девица 14 лет, приезжает в городок на Дикий Запад, чтобы отыскать Тома Чейни, убийцу своего отца — по слухам, тот скрылся на индейской территории. Помочь ей за вознаграждение соглашается Рустер Когберн (Бриджес), одноглазый судебный пристав, пьяница, самодур и охотник за головами, прозванный, однако, «Железной хваткой» — в том смысле, что если уж вцепится в кого, то не отпустит. Главным сюрпризом для него оказывается то обстоятельство, что Мэтти намерена принять участие в экспедиции лично.


В чем нельзя отказать братьям Коэн, так это в умении удивлять. Причем оно не покидает как в триумфах, так и провалах. После отменного «Человека, которого не было» они последовательно снимают две худшие свои картины — «Невыносимую жестокость» (2003) и «Игры джентльменов» (2007). А в 2007-м с внешней легкостью возвращаются в высшую режиссерскую лигу с раскаленной криминальной драмой «Старикам здесь не место». 2008 — искрометный, но придурковатый триллер «После прочтения сжечь». 2009 — «Серьезный человек», совершенный по форме и самый безысходный проект Коэнов, который, единственный в их фильмографии, нет желания пересматривать.

И вот, что называется, сюрпрайз! — «Железная хватка», вольный ремейк важного ковбойского фильма с Джоном Уэйном «Настоящее мужество» (1969). Олдскульный, будто из камня выточенный боевик, который вполне можно расположить на одной полке как с относительно недавним «Поездом на Юму», так и с золотыми жанровыми образцами вроде «Великолепной семерки» или «Однажды на Диком Западе». Не удивительно, что пошитая по классическому фасону «Железная хватка» посеяла смятение в душах у некоторых западных критиков: как, мол, так, постмодернисты Коэны, всегда, казалось бы, имеющие фигу в кармане, сняли столь ортодоксальный продукт. Ответ прост: люди доказывают, что в кино они могут сделать абсолютно все. Впрочем, отзывы большей частью восторженные, а стартовые кассовые сборы оказались лучшими в карьере братьев (только в США 38-миллионный бюджет окупился почти вчетверо). Кроме того, фильм откроет Берлинский МКФ, а на «Оскар» он претендует в 10 номинациях.

При всей стандартности ходов (герои едут через прерию, малолюдную большей частью, но если уж случается встреча, то дело, как правило, кончается выстрелами) перед нами типичный фильм и  Коэнов. Здесь и фирменный черный юмор: имеют место сложносочиненные коммерческие маневры с продажей на органы тела безвестного висельника, а героизм мужчин, как и в «После прочтения сжечь», сопоставим с их дуростью. Тогда как по-настоящему сильными оказываются (как в опять-таки «После прочтения...» и раннем «Фарго») женщины. Но главный двигатель истории — , для которого образ Когберна стал не менее знаковым, чем в свое время главная роль в коэновском «Большом Лебовски». Редкий актер, которому возраст только к лицу, он умудряется быть не только комичным и трагичным одновременно, но и трогательным. Понятие «трогательный» чуть ли не впервые может быть применимо к фильму братьев, но пять экранных минут, когда старый ковбой через кромешную ночь сначала везет, а потом несет на руках умирающую девушку, — это, кажется, самое душевное и красивое, что Коэны когда-либо сняли.

Иван Гиреев
Журнал «Ваш досуг» № 5 (9-20 февраля 2011 года)