Спортивная драма, где марка Уолберга, играющего провинциального боксера, кладет на лопатки худющий Кристиан Бэйл в образе придурковатого героинщика.

Все в жизни провинциального американского боксера Микки Уорда (Уолберг) как бы приучает его к смирению. А для боксера, заметим, это не самое прекрасное качество. В будни он занят дорожными работами, причем на уровне первобытных технологий: в единственной сцене, посвященной этой теме, мы видим, как Микки разравнивает асфальтную крошку граблями. По выходным — изнурительные тренировки, где он молотит кожаную грушу, и нечастые бои, где, как грушу, обычно молотят его. Героя опекают властная неприятная мама и брат Дикки (Бэйл), сам в прошлом перспективный боксер, ныне плотно сидящий на «крэке».


Коммерческая стратегия у родни простая: они выставляют Микки на заведомо проигрышные матчи, где основная его задача — быть сваленным в нокаут и дать противнику по рингу возможность выйти на очередной этап соревнований. Расклад меняется, когда боксер влюбляется в симпатичную пьющую барменшу (Адамс), которая ненавязчиво кичится тем, что пару лет провела в колледже. А затем старший брат попадает в тюрьму за то, что подсаживал подружку в машины под видом проститутки, а потом отбирал у клиентов наличность.

Первоначально режиссером проекта планировал стать Даррен Аранофски («Рестлер», «Черный лебедь»). Потом переквалифицировался в продюсеры, но рука, вкус и стиль мастера чувствуются. Не ждите от «Бойца» типового для боксерских фильмов принципа лесенки, по которой сильный духом герой взбирается к славе, с каждой минутой все более неизбежной. Боевая стратегия Микки (эффектная, но в общем лишенная драматургической красоты, а где-то даже не особо честная) обычно заключается в том, что он позволяет противнику избить себя до крови и соплей, а потом наносит единственный победный удар. Так и в жизни — по ходу сюжета герой покладисто переходит из одних сомнительных тренерских рук в другие, а намеки на характер проявляет изредка и по минимуму.

Роль туповатого жертвенного телка не добавляет ничего существенного в актерскую копилку Уолберга («Ночи в стиле буги», «Отступники»), ставшего, кстати, инициатором создания проекта, основанного на реальных событиях. Зато «Боец» это тот случай, когда намеренно невзрачного принца играет свита. Первая скрипка — Кристиан Бэйл, каждое движение которого в кадре безошибочно сигнализирует о нацеленности на «Оскар». Ради съемок актер довел себя до физического истощения (хотя этого от него никто не требовал). Бравируя трогательной накладной плешью и убедительной героиновой худобой, он мечется по экрану дервишем с одинаково безумными, что в радости, что в горе, огромными глазами. В общем, по идее, это награда «за лучшую роль второго плана» на блюдечке. Ничуть не менее заметным украшением «Бойца» оказывается отряд сестренок героя, суповой набор страшных спитых блондинок, олицетворение американского «белого мусора», живущего в ржавых трейлерах. Щедро поливая боксерскую историю маргинальным соусом, Дэвид О’Расселл не позволяет ей, однако, скатиться в артхаус (в США картина отметилась приличными сборами). Иногда хочется ведь, чтобы в целом не банальная спортивная драма и заканчивалась как-нибудь не слишком типично (ну, например, чтобы в финале с ринга вынесли не противника, а героя). Но нет, настолько далеко «Боец», хотя и не лишенный приятного своеобразия, все-таки не заходит.

Иван Гиреев
Журнал «Ваш досуг» № 7 (23 февраля — 6 марта 2011 года)