Новая экранизация классического девичьего романа Шарлотты Бронте дословно цитирует первоисточник и радует блестящим актерским составом.

Джейн Эйр не красавица и не богачка, но зато обладает острым умом, сильным характером и неистощимой тягой к справедливости. В детстве она страдала от нападок злобной тетушки Рид и жестоких двоюродных брата и сестер, а потом восемь лет мужественно сносила порку розгами в закрытой школе для бедных девочек. Покинув приют, Джейн нанимается гувернанткой к юной Адель Варанс — воспитаннице Эдварда Рочестера. Хозяин редко появляется в своем замке, но когда это наконец происходит, наивная мисс Эйр с головой бросается в омут любви, наплевав на ощутимую разницу в возрасте и свое низкое социальное положение.


Что происходило дальше, и почему «Джейн Эйр» называют самой трогательной и романтичной историей любви, описанной в литературе, знает каждая воспитанная барышня. В 1847 году английская писательница Шарлотта Бронте явила миру роман, над которым проливали слезы девицы нескольких поколений, и делали бы это до сих пор, не появись в книжных магазинах еще более примитивная и приторная сказка — «Сумерки» Стефани Майер.

За время существования кинематографа роман экранизировался десятки раз. Честь сыграть Джейн Эйр и Эдварда Рочестера выпадала виднейшим голливудским актерам — от Джоан Фонтейн и Орсона Уэллса (1943 год) до Шарлотты Генсбур и Уильяма Херта (1996 год). В новом фильме американца Кэри Фукунага главные роли достались одновременно симпатичным и талантливым звездам, успевшим завоевать молодежную аудиторию: австралийка прославилась благодаря «Алисе в Стране чудес» Тима Бертона, а ирландец немецкого происхождения блестяще сыграл молодого Магнето в экшне «Люди Икс: Первый класс». Оба актера добросовестно выполняют свою работу, отдаваясь своим персонажам не иначе как по методу Станиславского. Не хуже справляются британцы Салли Хокинс в роли тетушки Рид, в образе священника Риверса и , играющая экономку миссис Фэрфакс.

Свежая версия «Джейн Эйр» отклоняется от хронологии повествования и начинается примерно с середины. Пребывая в доме священника Джона Риверса, Джейн Эйр вспоминает свое безрадостное детство, мрачные годы в приюте и полные надежд месяцы, проведенные в замке Рочестера. Ее жизнь полна событий и эмоций, к которым создатели картины примешивают тонкий налет мистики, отчего лента становится похожей на мрачный остросюжетный триллер в викторианском стиле.

В остальном «Джейн Эйр» Фукунага — это консервативная экранизация, практически лишенная режиссерской отсебятины. Объем и содержательность первоисточника поставили создателей в непростую ситуацию: большое количество материала пришлось уместить в два часа, не растеряв по дороге важные элементы сюжета. Отрывочные эпизоды картины иллюстрируют лишь самые яркие и значительные куски романа, оставляя основу, но выбрасывая детали. В итоге фильм сильно напоминает краткий пересказ, по которому обычно ленивые школьники готовятся к урокам литературы, — суть ясна, но весь шарм произведения остался за бортом.