Один из современных гениев режиссуры, мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту вновь заставляет нас задуматься над вечными вопросами и обратить взоры к прекрасному.

Главный герой картины — житель прекрасной Барселоны Уксбаль (). Он зарабатывает на жизнь тем, что находит работу многочисленным «нелегалам» — африканцам, китайцам — и получает с этого свою «долю» от работодателей. Время от времени он ходит на похороны — разговаривает с умершими, пока они не «ушли», выслушивает их последние признания и просьбы, которые потом передает родным (краснеет, стыдится, но все-таки принимает деньги и за эту работу). Все оставшееся время он посвящает своим детям — маленькому сыну и дочери-подростку, которые немало страдают от того, что их мать — психически нездоровая алкоголичка и проститутка, а отец беседует с мертвецами.


Однажды Уксбаль узнает, что его и без того несладкое существование скоро прервется — у него рак, а химиотерапия продлит жизнь максимум на два месяца. Уксбалю приходится в срочном порядке завершать все свои дела, собирать как можно больше денег и обустраивать будущую судьбу детей, которые, когда он умрет, окажутся либо на улице, либо под опекой сумасшедшей мамаши.

Снимая «21 грамм» и «Вавилон», Иньярриту удалось привлечь такое огромное количество голливудских звезд, что стопроцентным артхаусом назвать эти фильмы язык не поворачивался. В этот раз мексиканский гений режиссуры решил быть скромнее. Единственным узнаваемым лицом «Бьютифул» стал Хавьер Бардем (поклонникам испанского кино будет знаком еще разве что Эдуард Фернандес), и это только к лучшему: яркое «сияние» голливудских светил не мешает наблюдать за развитием сюжета, не отвлекает от главного — трагедии героя, столкнувшегося с неизбежностью. Да и игра одного лишь Бардема стоит всех , , и  вместе взятых.

На этот раз в центре картины  — самые темные и грязные улицы Барселоны, социальное дно, обреченное на рабский труд и нищету. И все ради того лишь, чтобы жить в одном из самых красивых городов мира, в благополучной европейской стране, среди красивых и шумных испанцев. Это не Испания Альмодовара, в которой кипят любовные страсти и интриги, это Испания Иньярриту, где на задворках обитают отбросы общества — никому не нужные, грязные и облаченные в лохмотья. Каждый из них выживает как может, и помогает им в этом несчастный Уксбаль, единственный добрый и понимающий человек, почти ангел, чудом оказавшийся в этом алчном и жестоком мире.

Неспешность и плавность повествования делают фильм похожим на долгое и кропотливое размышление, порой сбивающееся на отвлеченные темы, но верное основной мысли. История Уксбаля и его семьи является основным лейтмотивом картины, но от нее «ответвляется» несколько других повествований — о людях, которые окружают героя (его брат, отец, китайская работница, жена африканского нелегала...). На фоне — тревожные гитарные переборы, фирменная черта практически всех работ Иньярриту. Не столь проникновенная как в «Вавилоне» (фильм получил «Оскар» за лучший саундтрек), музыка в «Бьютифул» все же идеально создает и передает настроение картины.

Еще одна узнаваемая черта режиссера, присутствующая в «Бьютифул» — закольцованность. Фильм начинается со странной сцены — разговора главного героя с молодым человеком в заснеженном лесу. В конце картины мы видим ту же сцену, но с другого ракурса, и теперь она понятна и закономерна, беседа персонажей обретает новый глубокий смысл.

Структурно фильм отчетливо поделен на две части: в первой мы видим жизнь Уксбаля еще до того, как он начинает готовиться к уходу, а во второй — наблюдаем его приготовления, страхи и тревоги. В последний раз он пытается взглянуть на мир с открытой душой, увидеть в нем красоту и радость, но, увы, перед ним предстают лишь жадность, нищета и порок, рядом с которыми придется жить его детям. Как правило, после просмотра фильма с таким посылом возникает ощущение безысходности, неисправимости этого жестокого мира. Однако с «Бьютифул» все происходит иначе: отрывочными словами, метафорами, звуками и жестами Иньярриту дает нам понять, что не все так плохо, и есть еще в этой жизни чему радоваться и чем наслаждаться.