Если бы британец Колин Ферт не блеснул в добром и трогательном фильме про заикающегося монарха, Джеймс Франко со своей волей к жизни стал был главным фаворитом всех кинематографических наград этого года.
В начале фильма нет предупреждающего титра «Основано на реальных событиях», хотя это абсолютная правда. История Арона Ральстона, произошедшая с ним весной 2003 года, настолько невероятна и драматична, что поверить в ее честность так сразу сложно. Больно неправдоподобным на первый взгляд кажется чудесное спасение человека, 5 дней просидевшего в узеньком ущелье без еды и воды с рукой, зажатой между камнем и скалой. Однако все это описано в биографической книге Ральстона «Между молотом и наковальней», послужившей опорным материалом для новой ленты британского режиссера .
Однажды в пятницу
Перед создателями «127 часов» стояло несколько сложнейших задач, грамотное решение которых должно было сделать этот фильм не менее захватывающим, чем красочный «оскароносный» «Миллионер из трущоб» Бойла. Во-первых, подавляющую часть времени в кадре присутствует только один человек. От эпизода к эпизоду его внешний вид меняется в худшую сторону, а эмоции становятся все более обостренными. Голливудский интеллектуал , который, кажется, только зря время терял, играя Гарри Осборна в трилогии о Человеке-пауке, в очередной раз доказал, что его смело можно назвать одним из самых талантливых молодых актеров современности. Говорят, Франко был настолько убедителен в своей роли, что настоящий Ральстон, посмотрев фильм, прослезился от радости, что именно этот актер изобразил его. Неудивительно, что за работу в этой картине Франко был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус» и премию «БАФТА» в категории «лучшая мужская роль». К сожалению, ни на одну из этих наград молодому таланту надеяться не приходится — и его герой-заика из «Король говорит!» оказался профессионалам сферы кино куда милее.
Второй насущной проблемой, вставшей перед создателями картины, стала динамика фильма. История о человеке, застрявшем в ущелье шириной меньше метра, априори не может быть наполнена разными событиями. Однако Бойлу удалось найти выход из ситуации: он разбавил повествование многочисленными воспоминаниями и болезненными видениями героя (которые, по словам Ральстона, на самом деле не опускали его почти все это время), а также решился на нетривиальный для кино шаг — пригласил на съемочную площадку сразу двух операторов: Энтони Дод Мэнтла, работавшего с Бойлом в «Миллионере из трущоб», и Энрике Чедиака, снимавшего «28 дней спустя». Оба оператора получили по комплекту инструментов — традиционную кинокамеру, цифровую и фотокамеры. Разные взгляды и способы съемки привели к ожидаемому результату — динамичному и увлекательному повествованию.
Основное достоинство «127 часов» перед другими картинами, основанными на реальных событиях, состоит в том, что Дэнни Бойл и его команда привнесли в сюжет лишь крохотную долю выдумки, стараясь снять кино, максимально приближенное к действительности. И помог им в этом сам Арон Ральстон. Он предоставил съемочной группе свои неопубликованные дневники и очень личные видеопослания для родных, которые записал тогда в ущелье на случай, если не выберется оттуда живым. Можно представить, как помогли эти материалы съемочной группе.
«127 часов» начинается с кадров, привычных для музыкальных видеоклипов: огромное множество людей торопливо снует туда-сюда. В дальнейшие 90 минут фильма мы будем видеть на экране преимущественно одного лишь человека — Джеймса Франко. Таким образом, от толп народа на титрах мы резко переходим к созерцанию одного-единственного героя. В этом нехитром контрасте заключаются основные идеи фильма: не отгораживайся от окружающих тебя людей и цени каждую минуту своей жизни. Только застряв в ущелье и оказавшись буквально между жизнью и смертью, Арон Ральстон понимает, насколько пренебрежительно он относился к близким и к своему существованию в целом. С одной стороны, все это лишь декларирование прописных истин, а с другой — повод лишний раз задуматься о своем отношении к самому ценному, что дано нам — жизни.