Фильм-открытие нынешнего ММКФ, один из главных боевиков лета — нещадно перегруженный спецэффектами эпос Майкла Бэя о противостоянии гигантских космических роботов на улицах Чикаго.

За две предыдущие серии «Трансформеров» положительные инопланетные роботы автоботы (легко узнаваемы по светящимся синим глазкам) успели сдружиться с американским человечеством достаточно плотно, чтобы вместе проводить безусловно миротворческие антитеррористические операции по всему миру. Бамблби, любимая машина неуклонно мужающего главного героя Сэма (ЛаБеф), все по командировкам да по горячим точкам. Тогда как сам он, хотя и получил орден от президента Обамы за былые заслуги, после окончания колледжа ищет работу и таскается на бесперспективные, как правило, собеседования. Но тут, к ужасу всего цивилизованного мира и скорее уж к счастью погрязшего в быте Сэма, опять активизируются десептиконы (тоже роботы-пришельцы, но с красными глазками). Человечество снова в опасности — на сей раз нам светит перспектива попасть в рабство.


Сначала древние галактические воины-трансформеры (по сюжету обитающие в космосе не один миллион лет) были сериями американских игрушечных солдатиков от компании Hasbro. Затем моду на них подхватили в охочей до безумств Японии, в результате чего появились опять-таки игрушки, комиксы и мультсериал. Однако мировую известность трансформеры получили в 2007 году, когда за переселение человечных роботов на широкий экран взялся Майкл Бэй («Скала», «Перл Харбор», «Армагеддон»). Первая картина собрала $708 млн, вторая, вышедшая в 2009-м «Месть падших» — $834 млн. Сомневаться в положительной кассовой динамике третьей части не приходится, поскольку склеена она ровно по тем же лекалам. Один из главных пироманов Голливуда (наравне с создателем «Дня независимости» и «2012» Роландом Эммерихом) Бэй любит, чтобы на экране все взрывалось — красиво и подолгу. Продюсер «Трансформеров» Спилберг только за, а посему будьте готовы, что в кинотеатре вам придется провести не самые располагающие к релаксу 154 минуты.

Принципиальных отличий «Темной стороны Луны» от двух приквелов не так много, но они есть. Если первые «Трансформеры» были не только боевиком, но и, сообразно возрасту героя, по совместительству школьной комедией, а вторые (где трансформеры, в частности, пукали) комедией студенческой, то в третьих уже все по-взрослому: насколько хороша война, действие которой проистекает в Чикаго, настолько плох и тошнотворен узнаваемый офисный мир. Главная потеря франшизы — покинувшая проект из-за разногласий с режиссером актриса Меган Фокс (занятая в роли подружки героя модель Хантингтон-Уайтли — красотка-блондинка, но никак не более того). Зато в кадре ненадолго возникают украинские космонавты и, чтобы вволю походить колесом, большие артисты Джон Малкович и Фрэнсис Макдорманд, недавно с не меньшим энтузиазмом валявшие дурака в «После прочтения сжечь» (Макдорманд клоунирует более тонко — в образе железной леди разведки, которая не терпит, чтобы ее называли «мэм»). Однако автоботы и десептиконы в этот раз занимают Бэя куда больше, чем теплокровные герои, и «Темная сторона Луны», все ощутимее провисающая ближе к финалу от нагромождения спецэффектов, — точно из тех боевиков, которые нелишне было бы на полчасика подсократить.

Иван Гиреев
Журнал «Ваш досуг» № 25 (29 июня — 10 июля 2011 года)