Второй фильм Бена Аффлека, яркая криминальная мелодрама, доказывает, что успех его предыдущей ленты «Прощай, детка, прощай» не был случайным. В мире теперь одним сильным режиссером больше.

Русский вариант названия довольно точно передает суть происходящего в фильме, что для отечественного проката редкость. Бостон, о чем нам сообщают в эпиграфе, и по сей день славится многочисленными гангстерами, как Иваново ткачихами. Полицейские хорошо знают всех местных налетчиков. Те, в свою очередь, не удивляются, заметив, что пользуются со своими жертвами услугами одной прачечной (на чем и построена интрига «Города воров»).


По ходу ограбления банка бандиты берут в заложницы офисную девушку Клэр (Ребекка Холл) но, оторвавшись от погони, отпускают ее. Все были в масках, но шанс, что она могла запомнить кого-нибудь из налетчиков, остается. Дуг Макрэй (Бен Аффлек), отвечающий в шайке за интеллект, выясняет, что Клэр живет в паре кварталов от его дома. Сначала просто присматривается к барышне, потом знакомится с ней в той самой прачечной, а затем, что логично, и влюбляется. Все как у людей у героев не получится: с одной стороны, вокруг Дуга сужают круги полицейские, с другой — его отмороженному брату и напарнику роман со свидетельницей преступления, понятно, не нравится.

Режиссером и исполнителем главной роли выступил Бен Аффлек, которого на протяжении всей карьеры публика и представители киноиндустрии предпочитали видеть в том или ином не предполагающем выхода за флажки качестве. Сначала — как одного из самых ярких дебютантов-сценаристов: в 1997-м Аффлек и его друг Мэтт Дэймон сочинили «Умницу Уилла Хантинга» и сами сыграли в картине главные роли. Потом — как смазливого небесталанного обаяшку, необязательное приложение к его невесте Дженнифер Лопес. Снятая им в 2007-м пронзительная криминальная драма «Прощай, детка, прощай» впервые позволила говорить об Аффлеке как о заметном режиссере (его режиссерский дебют 1993-го под названием «Я убил жену-лесбиянку, повесил ее на мясной крюк, и теперь у меня контракт с Диснеем на три фильма» повода для этого не давал). Успех «Детки» критики склонны были списывать исключительно на сильную литературную основу, однако «Город воров» дает понять, что Аффлек-режиссер — явление неслучайное.

Если в «Прощай, детка, прощай» есть что-то от сдержанного трагического пафоса поздних фильмов Иствуда («Малышка на миллион», «Таинственная река»), то самая очевидная параллель с «Городом воров» — эпическая «Схватка» Майкла Манна. Как и Манн, Аффлек недрогнувшей рукой смешивает в одной истории дела криминальные и любовные и периодически дает лирического. О том, что главный герой, несмотря на род занятий, человек неплохой, призваны говорить тоскливые взгляды, которые он бросает на чужих деток, попадающихся по дороге к очередному банку. Плюс, разумеется, чувства к героине, с которой Дуг, как по жанру и полагается, мечтает улететь куда-нибудь к морю. Но после того, естественно, как завершит последнее дело.

Без штампов, конечно, не обошлось, однако Аффлек точно знает, как не переборщить ни с кровью, ни с карамельной патокой (хотя первые четверть часа кажется, что вот-вот — и переборщит). Любовная интрига в его фильме легко уживается с криминальной — финальная развязка пусть и не ставит повествование с ног на голову, но до последних минут не просчитывается.

Иван Гиреев
Журнал «Ваш досуг» № 41 (20-31 октября 2010 года)