Бенефис Джулии Робертс — красивая, как туристический проспект, женская мелодрама о том, что в любовниках и калориях, если очень хочется, себе отказывать не стоит.

Поскольку книга Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить» стала мировым бестселлером и переведена на 40 языков, было ясно, что на волне успеха ее не замедлят экранизировать. История нью-йоркской писательницы за 30, желающей чего-то большего, чем просто секс в большом городе, и отправляющейся в духоподъемное кругосветное путешествие, представлялась весьма киногеничной. Еще бы — поиски себя на фоне живописных итальянских пейзажей, индийской экзотики и видов острова Бали, способных украсить любой путеводитель. Да еще главную героиню, альтер эго Лиз Гилберт, взялась сыграть неувядающая Джулия Робертс!


Команда под руководством сценариста и режиссера Райана Мерфи, видимо, решила столь буквально следовать духу и букве популярной книги, что глаголы в названии из неопределенной формы сами собой перешли в грубоватое повелительное наклонение — ешь, молись, люби. Делай что показано: устрой себе римские каникулы, кушай итальянскую пиццу. И плевать на лишние килограммы — Лиз-то они не сильно огорчили. Невеликая жертва ради удовольствия от настоящей еды, не испорченной американским фаст-фудом.

Разобравшись со всеми видами пиццы, поезжай в Индию. Медитируй, сидя на коврике, пообщайся с людьми, которые растерялись в жизни еще больше, чем ты — как, например, потрясающий персонаж Ричарда Дженкинса, несколько нарушающий благодатно-комфортную атмосферу картины. Затем, наконец, отправляйся на Бали, где беззубый смуглый предсказатель когда-то нагадал тебе много новых знакомств и впечатлений. В качестве награды ближе к финалу на твоем пути откуда ни возьмись появится знойный латинский любовник с лицом Хавьера Бардема. Чем не мечта любой женщины, да еще когда поездку целиком оплатит книгоиздатель или студия, снимающая кино.

Но, реализовав в картине очередной вариант женской мечты, создатели ленты должны были ожидать серьезных проблем с мужской аудиторией. Трудно представить мужчину в здравом уме и твердой памяти, которого не возмутит поведение главной героини. Лиз одного за другим бросает тех, кто ее любит, начиная с преданного мужа (Билли Крадап); везде, куда бы ни поехала, злоупотребляет чужой добротой и дружбой и, кажется, считает вполне естественным, чтобы все плясали вокруг нее, ничего не получая взамен. Объясняя свои эскапады лишь скукой и неудовлетворенностью, дамочка рискует показаться высокомерной эгоисткой. А ее духовные искания — банальным туризмом.

Отрицательные эмоции по поводу героини можно считать и комплиментом актрисе Джулии Робертс: она растворилась в образе. Дурного слова в адрес исполнительницы не скажешь, все претензии — именно к Лиз Гилберт. Поклонники писательницы, впрочем, вольны предположить, что весь негатив идет от элементарной зависти. Сколько мятущихся натур сидят дома и оплакивают неудавшуюся жизнь, а эта вот сорвалась и поехала. И если индийское просветление или балийский роман с Бардемом кажутся кому-то надуманными, то уж против смачно снятой итальянской еды под соответствующее вино любая критика будет бессильна. Правильная трапеза способна сделать мир лучше. А над фильмом, кроме поваров, трудился специально нанятый кулинарный стилист. И многие члены американской группы, говорят, за время съемок на самом деле здорово отъелись.

Что касается излишней длинноты картины (она идет почти два с половиной часа) то здесь придется сделать скидку на режиссерский опыт Мерфи. Он до сих пор был известен телесериалами («Части тела», «Хор»), вот и привык к вяло-неторопливому повествованию. К тому же раз немаловажной частью действия становится еда, спешить тут действительно не стоит.

Екатерина Чен
Журнал «Ваш досуг» № 39 (6 -17 октября 2010 года)