История создания сети Facebook, снятая Дэвидом Финчером, оказалась неожиданно пронзительной и драматичной, а главный герой — самый молодой миллиардер Марк Цукерберг — отвратительным, гениальным и по-своему трогательным.

Скажи кто-нибудь начинающему художнику Адольфу Гитлеру, что его картины не совсем уж безнадежны, глядишь, обошлось бы без Второй мировой войны. Если бы 19-летнему студенту Марку Цукербергу дала однокурсница, мы, вполне возможно, жили бы сегодня без Facebook и чаще встречались друг с другом в «оффлайне».


Слоган «Социальной сети» гласит: «Нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив при этом ни одного врага». И можно не сомневаться, что после выхода картины в прокат (она две недели возглавляла бокс-офис США), пользователей у Facebook прибавится. Экранные истории малахольных ботаников, становящихся царями мира, будь то «Человек-паук» или «Скотт Пилигрим против всех», находят традиционно теплый прием у публики. У «Социальной сети» есть то сильное преимущество, что она основана на совершенно реальной истории.

О полной ее достоверности судить не нам. Впрочем, сам Цукерберг, посетив премьерный показ вместе с сотрудниками Facebook, в суд на создателей фильма подавать не стал и отметил, что получилось забавно. Возможно, потому, что в реальной истории создания популярнейшего ресурса и биографии его вдохновителя все было куда менее забавно и насыщенно, и эпический размах, который вдохнул в материал Дэвид Финчер, польстил прототипу. Мы могли бы, позевывая, два часа экранного времени любоваться на не отлипающего от компьютера гения (а именно так — чисто технически — создавался Facebook), не отличимого от любого офисного сисадмина. Однако перед нами развертывается драма, накалом страстей напоминающая «Лицо со шрамом» Брайана Де Пальмы, а брезгливым, но при этом и завороженным воспеванием мизантропии — первую «Уолл-стрит» Оливера Стоуна.

Все начинается с девушки (и девушкой, в общем-то, заканчивается), но у Финчера, естественно, хватает вкуса и ума, чтобы не слишком зацикливаться на любовной линии. Снятая на основе книги «Миллиардеры поневоле» история превращения ничтожного студента в самого молодого миллиардера в мире ($6,9 млрд. по состоянию на сентябрь) — это хроника последовательной беспринципности, одиночества и предательства. О любимую девушку Цукерберг вытер ноги. Саму идею Facebook, по всей вероятности, стырил, а затем творчески развил (каркас сюжета составляют судебные разборки с братьями-аристократами Винклевоссами, которые привлекли Марка в качестве программиста для создания придуманной ими социальной сети). Лучшего друга, который вложил в проект начальный капитал, кинул. От другого приятеля, которого считал богом, без особых моральных мучений избавился, как только тот влип в неприятности с наркотой и малолетками.

Финчер (реабилитируясь после дурацкой «Загадочной истории Бенджамина Баттона») при этом любуется слепленным им с натуры монстром откровенно, заразительно и даже не без нежности. Редко когда «Битлз», припасенные на финал, звучали бы в саундтреке настолько к месту (это, впрочем, не All You Need Is Love), а от уверенности, что у плохого человека все хорошо, возникало бы столь глубокое удовлетворение.

Сергей Синяков
Журнал «Ваш досуг» № 42 (27 октября — 7 ноября 2010 года)