Второй нарисованный вручную шедевр от создателя «Трио из Бельвилля» — по обыкновению смешной, грустный, нарочито старомодный и очень красивый.

По Шотландии 1950-х годов колесит представитель вымирающей, как тогда казалось, профессии — иллюзионист, вечер за вечером извлекающий цветы из воздуха и белого кролика из шляпы. Важнейшим из искусств народ справедливо полагает рок-н-ролл, и на представления фокусника ходят три с половиной калеки. Наиболее благодарной зрительницей оказывается юная гостиничная уборщица, которая не то чтобы влюбляется в пожилого артиста, но верит в него как в истинного мага, который, скажем, может наколдовать ей настоящее платье. Герой стремится соответствовать.


Француз Сильвен Шоме, как и всякий производитель штучного товара (в цифровую эпоху чуть ли не каждый кадр рисует вручную), снимает крайне редко. Вся фильмография — пять картин, из них три короткометражки и один полуторачасовой шедевр «Трио из Бельвилля». «Иллюзионист» лишен присущего блокбастерам натиска, который был в «Трио», но внимателен к деталям, полон ностальгии, красоты и нездешней нежности. Настроением и гэгами фильм напоминает комедии Жака Тати, что неслучайно. Во-первых, не будет преувеличением сказать, что оба француза приходятся друг другу духовной родней. Во-вторых, в основу «Иллюзиониста» положен нереализованный сценарий самого Тати, родившийся, как считается, из чувства стыда перед дочерью, которую комедиограф бросил крохой, о чем жалел всю жизнь.

Сергей Синяков
Журнал «Ваш досуг» № 49 (15-26 декабря 2010 года)