Очередная порция приключений людей с удивительными способностями за авторством создателя фильма «Пипец». В числе прочего выясняется, что в 1960-х Третью мировую войну едва не развязали не Хрущев с Кеннеди, а мутанты.

Америка, 1960-е годы. Правительства США и СССР как никогда близки к идее опробовать друг на дружке ядерное оружие. В надежде как-то разрулить патовую ситуацию, ЦРУ обращается за помощью к импозантному молодому профессору Ксавьеру (Макэвой). Он все знает о мутантах и сам мощнейший телепат, но пока большей частью растрачивает свои умения на съем девушек, которых важно убедить, что и они тоже не без биологических странностей. Между прочим, действует. Вскоре на горизонте появляется Эрик (Фассбендер), в котором магические способности садистскими методами развили в концлагере нацисты. На дело мира во всем мире Эрику в общем и целом наплевать, его главная цель — достать демонического Себастьяна Шоу (Кевин Бэйкон). Именно Шоу пытал Эрика в концлагере, а теперь мечтает развязать Третью мировую войну.


Знакомый по комиксам и фильмам многофигурный и в этом смысле практически резиновый мир «Людей X» удобен, в числе прочего, обилием персонажей (с возможностью пополнения). И, соответственно, немалым количеством мотиваций и поводов для сюжетного размаха. «Люди Икс: Начало. Росомаха» 2007 года рассказывали, откуда у одного из героев такие коготки и противоречивый нрав (Хью Джекман на полминуты появляется и в новом фильме, чтобы пригубить виски и буркнуть: «Да пошли вы»). «Первый класс» берет более широкий фокус и позволяет узнать побольше о том, из какого политического сора родилась школа мутантов (в фильме похожая на Хогвартс), что за кошка пробежала между Магнетто и Ксавьером, и как из скромного ботаника-мыслителя с немного странными ножками получился мохнатый синий монстр, известный поклонникам комикса как Зверь.

Картина продолжает тенденцию, согласно которой на студии Marvel экранизации священных комиксов отдают на откуп талантливым, но довольно неожиданным режиссерам, пришедшим в мир комиксов не то чтобы с улицы, но будучи исполнителями совсем других жанровых романсов. Вот свежие примеры: инфантильного и смешливого «Зеленого шершня» снял эстет и умник Мишель Гондри, а помпезную постановку «Тора» доверили Кеннету Бране, специалисту по экранизациям Шекспира. Что до Мэттью Вона, то в 2010-м он поставил раздолбайский кинокомикс «Пипец» про девочку-убийцу, и имелись основания предполагать, что и к очередной главе «Людей X» он подойдет с тем же анархистским настроем. Ан нет: перед нами безупречный летний блокбастер, прекрасно отлаженный аттракцион, где в начале мы наблюдаем табун девушек в нижнем белье, а в финале все, что должно взорваться, прекрасным образом взрывается. Но все это без признаков революции.

В каком-то отношении «Первый класс» даже «олдскул». О временах холодной войны в Голливуде давно ничего не снимали, и авторы (пусть и имея в виду, что за Карибским кризисом стояло не недопонимание между Хрущевым и Кеннеди, а мутантские козни) со старомодным энтузиазмом воспроизводят в кадре коммунистическую символику и импозантных советских генералов. Отдельного внимания в этом смысле заслуживает целомудренная, но сильная сцена соблазнения советского министра обороны дамой-мутантом в белом мини, сапогах по колено и характерной казацкой шапке.

Иван Гиреев
Журнал «Ваш досуг» №21 (1-12 июня 2011 года)