Несмотря на переизбыток товарных брендов и известных имен в титрах, долгожданную экранизацию культового романа Виктора Пелевина можно назвать большой удачей, дающей надежду на светлое будущее российского кинематографа.

Вавилен Татарский — молодой интеллигент, который верил в вечность. В советское время он учился в литературном институте и писал стихи. С наступлением 90-х начал работать продавцом в обычном ларьке. Однажды он встретил старого знакомого Морковина, который понял, на чем в это уникальное время можно заработать очень большие деньги — на рекламе. Он предложил Вавилену невиданную доселе должность — creator (тогда их еще даже не начали называть «креативщиками»). Отныне он должен забыть о вечном и прекрасном, а думать лишь о том, как «втюхать» одуревшим от внезапно обретенной демократии потребителям очередную «Кока-колу» или «Спрайт». Теперь Вавилен сочиняет не стихи, а броские слоганы, которые заставят народ прослезиться и побежать в магазин, а на досуге расширяет сознание с помощью всех попадающихся под руку наркотиков.


«Generatoin П» — фильм вымученный, по-другому не скажешь. Долгих 5 лет культовый роман Виктора Пелевина переносился на экран. Создатели уверяют, что ни государство, ни телевидение своих денег в проект не вкладывало, отсюда такие проволочки. Тем не менее, соскребя по углам 7 миллионов долларов, дебютант, который позиционируется как «американский режиссер с русскими корнями» Виктор Гинзбург, собрал в фильме весь цвет отечественного шоу-биза. Роли в «Поколении П» достались всем: и заслуженным актерам Михаилу Ефремову, Владимиру Меньшову, Андрею Панину и Ренате Литвиновой; и раскрученным Амалии Мордвиновой, Сергею Шнурову и Ивану Охлобыстину; и молодым Владимиру Епифанцеву и Константину Крюкову; и покойному Роману Трахтенбергу (особый жалостливый акцент делается на том, что это его последняя роль в кино). Актеры и шоумены всех возрастов и степеней таланта призваны привлечь самую широкую аудиторию. Даже циничные журналисты «подкуплены» короткими появлениями ветеранов телевидения — Леонида Парфенова, Александра Гордона, Марианны Максимовской и Юлии Бордовских.

«Generation П» не нуждается в отчанном пиаре — его и так пойдут смотреть все те, кто причисляет себя к думающей молодежи. В свое время они поддались всепоглощающей моде на Пелевина и с тех пор считают, что доказали свою принадлежность к немногочисленной постсоветсткой интеллигенции. Одно название фильма способно привлечь внимание зрителей от 20 лет и старше. Однако интерес к картине подстегивается еще и тем, что это первая в истории экранизация Пелевина, причем выполненная с чувством глубокого уважения к первоисточнику.

Основной вопрос, который волнует всех поклонников Пелевина, угадать несложно: насколько похож фильм на книгу? Как и в любом другом случае с экранизацией, ответов на этот вопрос может быть сколь угодно много. Создатели «Generation П» очень хотели угодить своей аудитории, а посему сняли фильм, близкий к тексту. Размышления главного героя и многие диалоги процитированы дословно, без ремарок и сокращений. Отсюда — много нецензурщины, иностранных слов и пелевинского философствования. Несмотря на искреннее старание следовать первоисточнику, недовольных отзывов не избежать: читатели всегда найдут, за что зацепиться, и всегда будут ругать киношную интерпретацию любимого романа, сколько бы денег на нее ни потратили. Искупить любые огрехи сценария, написанного Виктором и Джиной Гинзбург, может лишь тот факт, что Пелевин сам принимал участие в работе над картиной. Но этого мы наверняка не знаем.

Если говорить о фильме как о самостоятельном произведении, то он, без сомнения, удался. Интересная история рассказывается гармонично и динамично, профессиональный саундтрек настраивает на нужный лад, а визуальный ряд возвращает нас к милому сердцу времени — «лихим 90-м», в которых все вдруг стало можно. Особую симпатию вызывает Владимир Епифанцев, сыгравший Вавилена Татарского. В 90-е он завоевал уважение той самой думающей молодежи своей программой «Дрема» на канале ТВ6, а позже очаровал и более молодое поколение, сняв облетевший интернет анти-рекламный ролик «Операция „Тайд, или отрубание головы“». Он заслужил честь воплотить на экране одного из главных пелевинских персонажей и привнес в «Generation П» особый шарм и трогательную человечность. Отчасти благодаря этому очарованию проект можно назвать одним из лучших отечественных фильмов последних лет.