Уже завтра, 25 апреля, в российский прокат выходит фильм «Синонимы», завоевавший гран-при Берлинского фестиваля. О том, стоит ли тратить на него время и деньги, рассказывает кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов.

Кинорежиссер Надав Лапид снял полуавтобиографический фильм о жизни молодого израильского эмигранта Йоава в Париже. Путешествие в Париж — от паломничества до убежища в изгнании — частое явление как в жизни, так и в искусстве: от Данте до Кундеры, от «Американца в Париже» Гершвина до «Мечтателей» Бертолуччи. Париж Лапида — то маниакально-энергичный, то однообразно-утомительный и может оттолкнуть тех, кто ждет красивой истории успеха израильского эмигранта Йоава (Том Мерсье) в городе света.

Для Йоава Париж — полная противоположность Израилю. «Невежественный, подлый, противный, непристойный» — говорит он об Израиле на французском, отказываясь от иврита и пользуясь только французским даже во время работы в израильском посольстве. Бродя по улицам в бреду, он ритуально заучивает французские синонимы из словаря. «Израиль погибнет раньше, чем я!» — кричит он, — «Меня похоронят на Пер-Лашез!».

Во многом успех фильма — это успех Тома Мерсье, который играет, балансируя на грани гнева и безумия. Подобно Гамлету, он не только действует, как безумец, но в конечном счете сходит с ума. Пытаясь следовать французским идеалам свободы, равенства и братства, он пропускает длинную очередь евреев, стоящих под дождем в израильское посольство. В клубе Йоав пытается быть современным французом: от робкого ползанья на четвереньках на танцполе переходит к бешенному танцу, возвышаясь обнаженным над французской толпой.

Конфликт между идеальной Францией в голове Йоава и Францией настоящей становится все сильнее к концу фильма. Работу Йоав находит через израильских знакомых, с которыми у него мало общего. В противоположность ему, они стремятся утвердить свою израильскую идентичность против нарастающего антисемитизма во Франции, громко крича на прохожих в метро. Найденные французские друзья Йоава – карикатурная буржуазно-богемная пара, Эмиль (Кантен Дольмер) и Каролина (Луиз Шевильот) — воспринимают его, как любопытную экзотическую куклу. Начинающий писатель Эмиль интересуется необычными историями из Израиля, а сексуальную гобоистку Каролину Йоав привлекает физически. В итоге главный герой погружается в собственный мир, все глубже проваливаясь в безумие.

Ближе к финалу Йоав уже воет с Францией. «Боритесь за свою музыку», — обращается он к музыкантам, коллегам Каролины. Но его принимают за сумасшедшего и проходят мимо. Шаткий и хрупкий мир Йоава точно передается оператором Шайем Голдманом. Кадры, снятые ручной камерой, преследующей Йоава на улицах Парижа, — одни из самых выразительных в фильме.

Фильм «Синонимы» завораживает своим исследованием того, как разрывается связь между личной и национальной идентичностью и культурой. В мире растущего национализма и глобализации, фильм сатирически изображает эмиграцию и поиск того самого места, где нас нет.