В мировом прокате уже неделю звенит «Стекло». Режиссер М. Найт Шьямалан завершает трилогию о супергероях. До него никому не приходило в голову рассказывать историю о супергероях по-взрослому.

Ажиотаж вокруг последней части зашкаливал. Кино обещало быть полоностью посвященным одному из самых харизматичных героев серии — тому, кто может сломать себе тридцать костей, просто споткнувшись, — мистеру Стекло (Сэмюэл Л. Джексон).  

Редакция «Вашего Досуга» очень ждала эту премьеру. И поэтому оказалась в числе особенно разочарованных. 

В 2000 году фильмом «Неуязвимый» Шьямалан произвел революцию в жанре супергеройского кино. Он показал людей со сверхспособностями человечными и анти-марвеловскими. Два часа зритель завороженно следил за драмой, рутиной и бытом обычного человека (Брюс Уиллис), который отрицает свою суперсилу. Там же режиссер впервые познакомил публику и с запоминающимся мистером Стекло.

Спустя 16 лет последовало продолжение — мало связанный с первой частью фильм «Сплит». Стекло из второй части пропал. Зато впервые возник новый харизматичный персонаж — Зверь (Джеймс Макэвой), страдающий множественным расстройством личности.

А в финальной части к звездной троице «обычного» Уиллиса, «хрупкого» Л. Джексона и «одержимого ордой» Макэвоя добавился новый, четвертый фактурный персонаж — глава психиатрической лечебницы в исполнении центральной звезды сериала «Американская история ужасов», Сары Полсон.

Главное, что нужно знать о «Стекле»: если вы не смотрели первые две части, на третью можете не идти. Весь фильм вы будете лишь отчаянно и безуспешно пытаться понять, что происходит. 

Главная претензия же к Шьямалану заключается в том, что получив сразу четырех мощнейших актеров, он стреляет из пушек по воробьям. Каждый из «фантастической четверки» может в одиночку держать на себе отдельный фильм. Здесь же никто из них не раскрывается. Каждый словно уступает место центральному Стеклу. А тот весь фильм сидит в клинике, накаченный чем-то вроде галоперидола, и ухмыляется в камеру, не произнося ни слова. Интересная и интригующая роль. Но слишком статичная, чтобы не дать зрителю заскучать.

Собственно главный недостаток фильма является и в каком-то извращенном смысле его преимуществом. Шьямалан как будто стремится рассказывать о супергероях скучно и по-бытовому, без налета пафоса. Его идея: показать, что каждый человек — индивидуальность, каждый — супергерой, а люди из комиксов, подобные древним богам, вполне могут жить среди нас и быть скучными. Ценная идея. Но именно ее полностью уничтожает финал трилогии.

То, что начинается безукоризненно вязко и тягуче к концовке переходит в эпическую схватку. Тонкая атмосфера трилогии разрушается. На протяжении долгих лет Шьямалан бережно выстраивал вселенную, где супергерои не были карикатурны. И вдруг завершил историю самым шаблонным и стереотипным финалом из возможных, словно заимствовав его из фанфика или плохого фанатского комикса.

В какой-то момент за происходящее на экране становится откровенно неловко. Взрослые и глубокие персонажи вдруг тупеют, и начинают вести себя, как подростки. Мотивации теряются. И даже многообещающая мысль, что супергерои — это никакие не индивидуальности с неповторимыми суперспособностями, а всего лишь обычные люди с глубокой детской травмой, перетекает в банальный сюжет о тайных обществах. Да, такой нелепый конец действительно иначе, чем вмешательством «иллюминатов» оправдать сложно.

Слишком обидное завершение. Громкий финал, рассчитанный именно на фанатов серии, разочаровывает в первую очередь их. Вопрос же на выходе из зала лишь один — за что вы так, мистер Шьямалан?