«Фаворитка» —главный фаворит грядущей премии Оскар 2019, вымысел и чепуха с точки зрения истории, но при этом роскошная историческая драма с шальным юмором, париками, галифе и мушками. Как такое возможно, специально для «Вашего досуга», рассказывает Денис Кудряшов.

«Фаворитка» режиссера Йоргоса Лантимоса — редкий образец фильма, который захватит ваше внимание настолько, что вы перестанете замечать, как скрежещите зубами и впиваетесь ногтями в подлокотники.

В центре картины великолепная тройка актрис. Оливия Колман играет Анну — физически беспомощную, подагрическую королеву Англии начала 18-го века. Рэйчел Вайс предстает в образе ее подруги детства, герцогини Мальборо, которую в фильме все именуют просто Сарой. И, наконец, третья вершина треугольника: Эмма Стоун в роли Эбигейл Хилл — молодой двоюродной сестры Сары, которая из-за пагубного пристрастия своего отца к азартным играм оказывается в «непривилегированных обстоятельствах». 

Сара умеет принимать жесткие решения. Но о судьбе простодушной кузины сожалеет, и потому назначает Эбигейл придворной дамой. Такая слабость — роковая ошибка, учитывая, что Эбигейл хитра, а позиции Сары в Парламенте неустойчивы. Консерваторы хотят продолжать дорогостоящую войну с Францией и верят в счастливый исход сражения. 

Если в какой-то момент вы поймете, что не успеваете следить за шумным конфликтом между английскими либералами и консерваторами, можете не волноваться. С точки зрения истории фильм в этих вопросах неточен. Например, вам не покажут, как консерваторы предлагали ввести тесты и экзамены на лояльность.

Захватывают в фильме именно интриги. Сара была одной из самых одиозных фигур в летописях английской придворной жизни. За ядовитые письма королеве ее бросили бы в Тауэр, родись она столетием ранее. Фильм же добавляет исторической личности новую грань: хитрость приводит Сару в спальню королевы Анны для плотского утешения. 

Этому событию сложно найти историческое подтверждение. В реальности Сара как раз обвиняла юную Эбигейл в соблазнении королевы. Но подобные неточности и художественные допущения нисколько не принижают плотный и стройный сценарий фильма. Режиссер изобрел собственную полноправную лесбийскую битву стремлений, где проверяет личные и политические симпатии зрителей на прочность.

Рейчел Вайс в роли Сары демонстрирует несравненную актерскую игру: не нарушая темпа, она переходит от хладнокровного снисхождения к душераздирающему шоку через ледяную злобу. При просмотре обязательно обратите внимание, как ее Сара в изящной шляпе с перьями наводит свою винтовку на Эбигейл во время стрельбы по голубям. «Это отличная шутка, вам так не кажется?» 

Эмма Стоун в роли Эбигейл нисколько не уступает партнерше. Она фиксирует ее ритмы, сохраняя при этом детскую наивность широких и бесхитростных голубых глаз. 

В свою очередь Королева Анна выглядит более человечной и простонародной, чем ее принято воспринимать в учебниках истории. Но в этой концепции Оливия Колман поразительна. За последнее десятилетие Колман стала одной из самых популярных в мире актрис. Пришло время ее обожать.

Режиссеру Йоргосу Лантимосу следует всегда работать c таким темпом. Им он очаровывал еще в «Убийстве священного оленя», но там был вопрос к поверхностности трагического видения режиссера. 

Вопросов же после «Фаворитки» возникает только два. Нужно ли и без того «злого» персонажа Эбигейл показывать со столь шокирующей цинизмом жестокостью? И не придает ли использование широкоугольного объектива королевскому дворцу вид аквариума? Хотя последнее вполне может отражать философию режиссера. Особенно, если вспомнить его «Лобстера», где Лантимос демонстрирует людей менее эмоционально развитыми, чем животные.