Отзывы о "Русский Бес"

Русский Бес Русский Бес трейлер
В избранное
Оценка редакции
Год выпуска 2018
Длительность 98 мин
Страна Россия
Возраст 18+
Российская премьера 31 января 2019

Моя оценка

Лиза Минаева
4 февраля

«Русский бес»: Вы думаете, девяностые были давно?

С 31 января в прокате – новый фильм Григория Константинопольского «Русский бес», получивший награду за режиссуру на прошлогоднем «Кинотавре». О постироничной драме, маскирующейся под трансгрессивный слэшер в декорациях «новой России», специально для «Вашего Досуга», рассказывает Лиза Минаева.

Святослав – двадцатисемилетний художник-дизайнер, собирающийся жениться на дочке бизнесмена, Асе. Чтобы достойно содержать богатую невесту, ему предстоит не без унижений выпросить деньги в долг у ее папаши на открытие собственного ресторана. Сама Ася – идеальный образец «хорошей партии» конца 2010-х – одновременно сексуальна и непорочна, набожна и развратна, великолепно образована и безупречно туповата. И эта горячая смесь из противоречий, совмещенных в лице невесты Святослава, станет лишь первой в череде тех естественных парадоксов российской обыденности, которые положат начало сумасшествию и стремительному падению главного героя в преисподнюю. 

Двадцать лет назад Григорий Константинопольский снял «Восемь с половиной долларов» – фильм, о котором сегодня можно говорить, как об одной из главных лент, представляющих собирательный образ эпохи 90-х. «Русский бес» на первый взгляд может показаться чуть ли не продолжением «Восьми с половиной долларов» – здесь все тот же узнаваемый эклектичный стиль, целая череда участвующих в съемках с явным удовольствием известных актеров, цепляющий саундтрек и те самые приметы времени, которые еще лет через двадцать помогут стать уже «Бесу» фильмом, выражающим эпоху. Похожа и завязка: и там, и там главный герой – вынужденный заниматься коммерцией художник. В «Русском бесе» альтер-эго главного героя, которого играет сам Константинопольский, заявляет прямым текстом – вы думаете, девяностые были давно? Ну-ну, они и не думали заканчиваться. Правда, нереализованный художник родом из девяностых в «Русском бесе» уже не тот: где ироничный пацифист, режиссер Гера Кремов решал проблемы словом и обезоруживающе-лукавым пофигизмом, Святослав берет в руки топор и начинает свой крестный ход против врагов Отечества. 

«Русский бес» играет по собственным правилам и не пытается соответствовать зрительским ожиданиям. Хотели увидеть версию «Американского психопата» на российской почве? Получите – бутафорской крови прольется достаточно, только от философской составляющей вам все равно не удастся увернуться. Как говорится, ваши ожидания – ваши проблемы. 

Этот фильм лишь маскируется под стебовое рубилово, скрывая за собой не только огромный пласт национальных и общемировых культурных отсылок (от Гофмана и Достоевского до «Бойцовского клуба» и русской попсы), но и попытку в очередной раз поставить перед зрителем извечные вопросы совести, греха, внутренних порочных желаний и раскаяния. Останется только отделить патриотически-христианскую повестку последних лет от того сокровенного и сугубо личного, что стремился вложить в свою картину автор – кажется, они переплелись друг с другом так, что сразу и не распутаешь. 

Покупая билеты на «Русского беса», нужно быть готовым: даже развязка фильма – еще одно обманутое ожидание, способное поставить простодушного зрителя в тупик. Всем остальным вопрос «что же хотел сказать художник?» придется, как обычно, решать самостоятельно (если само понимание не произойдет, как это и должно быть в идеале, на интуитивно-чувственном уровне). 

Сама невозможность осветить самые темные уголки человеческой души питала творчество и Достоевского, и Гофмана, и других классиков, которых цитирует Константинопольский. И в этом смысле «Русский бес» в лице сыгравшего свою на данный момент лучшую роль Ивана Макаревича – яркая попытка поставить вечные вопросы в нашем «таком пост-пост, мета-мета» мире, где практически синхронно овации на проходящих в разных странах фестивалях срывают построивший дом Джек и построивший ресторан Свят. 

Отзывы о ««Русский бес»: Вы думаете, девяностые были давно?»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 8 мая (ср) | Россия, 2019, 12 к/т, Военный, Драма с 8 мая (ср)

Военная драма о судьбе девушки, пережившей блокаду Ленинграда.

с 9 мая (чт) | Австралия, США, 2018, 17 к/т, Драма, Исторический, Триллер с 9 мая (чт)

Три дня противостояния смерти, три дня борьбы за выживание…

с 10 мая (пт) | США, 2019, 96 к/т, Комедия с 10 мая (пт)

Энн Хэтэуэй и Ребел Уилсон в комедии об отвязных охотницах за деньгами.

с 25 апреля (чт) | Ирландия, 2019, 4 к/т, Детектив, Драма, Триллер, Биография с 25 апреля (чт)

История создания первого в истории словаря английского языка в исполнении Шона Пена и Мэла Гибсона.

с 16 мая (чт) | Франция, 2018, 8 к/т, Драма с 16 мая (чт)

История девочки, которая учится жить без родителей.

с 25 апреля (чт) | Германия, Израиль, Франция, 2019, 2 к/т, Драма с 25 апреля (чт)

Странная комедия об израильтянине, который решает стать французом.

с 16 мая (чт) | США, 2019, 117 к/т, Боевик, Триллер с 16 мая (чт)

Суперкиллер Джон Уик после нарушения кодекса тайной гильдии ассасинов получает статус изгоя.

с 10 мая (пт) | Россия, 2019, 16 к/т, Военный, Боевик, Драма, Исторический с 10 мая (пт)

История Афганской войны глазами участников по разные стороны баррикад.

с 1 мая (ср) | США, 2019, 31 к/т, Драма, Мелодрама с 1 мая (ср)

Трогательная история любви двух больных фиброзом.

с 23 мая (чт) | США, 2019, 110 к/т, Детектив, Триллер, Ужасы, Фантастика с 23 мая (чт)

Супергеройский хоррор от создателей «Стражей Галактики».

с 29 апреля (пн) | Бельгия, Франция, 2019, Драма с 29 апреля (пн)

Документальная драма Франсуа Озона о тайных грехах священнослужителей.

с 23 мая (чт) | США, 2019, 75 к/т, Криминал, Драма, Триллер, Биография с 23 мая (чт)

Кто он? Нежный муж, любящий отец или самый кровожадный серийный убийца в истории Америки?