7 февраля в российский прокат вышел «Ван Гог. На пороге вечности» — байопик о великом художнике, зависшем между безумием и гениальностью. О том, как фильм с Уильямом Дефо в главной роли погружает в эпицентр лихорадки художника, специально для «Вашего Досуга», рассказывает Денис Кудряшов.

Художник и режиссер Джулиан Шнабель в байопике «Ван Гог. На пороге вечности» хочет, чтобы вы увидели не просто смятенного Ван Гога (Уильям Дефо), а взглянули на мир его глазами, прочувствовали лихорадку художника – его страсть не только к жизни, но и к присутствию вечности в цветах и формах. Каждый кадр фильма просто пульсирует эмоциями. Даже без пояснений становится понятно, что фильм о художнике снимал художник.

Подобная пульсация может стать для зрителя непривычным опытом. При съемке активно использовалась ручная камера, которая находилась в нескольких дюймах от подбородка Дефо. Выбирая нетрадиционные углы съемки, оператор, кажется, пытался довести себя и зрителей до безумия вслед за главным героем.

Уильям Дефо пребывает в постоянном движении. С грустными и впалыми глазами, он заразителен. Актер выглядит точь-в-точь как один из автопортретов Ван Гога. И это при малом внешнем сходстве и разнице в возрасте в четверть века: 60-летний актер играет 35-летнего художника.

В актерском образе Дефо двигает вперед навязчивый, ищущий приключений и бесконечно неудовлетворенный дух Ван Гога. Режиссер и актер ясно понимают, что у художника, который мог быть жестоким и который, в конце концов, отрезал себе ухо, была чуткая и нежная душа.

Одной из высших точек фильма является трогательный диалог между Ван Гогом и Мадсом Миккельсеном в роли священника, который руководит санаторием, где художник проводит последние годы жизни. Серьезно и ласково священник велит художнику осмотреть одну из своих картин: «Посмотри внимательно, пожалуйста… Разве ты не видишь, что эта картина… неприятна и безобразна?». Миккельсен настолько хорош, что даже в зале начинаешь рассматривать картину как плод воспаленного безумия, а не революционный шедевр.

Режиссер Шнабель в шутку называет свой фильм собранием «общепринятых событий жизни художника, которые складываются из выдуманных фактов, слухов и сцен». Но такова сила видения режиссера-художника и его личной связи с искусством Ван Гога. Когда он говорит: «Вы увидите фильм и поверите», он говорит правду.