С 11 апреля в российский прокат выходит фильм «Высшее общество» с Робертом Паттинсоном в главной роли. По сюжету где-то за пределами Солнечной системы экипаж космического корабля выполняет необычную миссию. На его борту команда молодых мужчин и женщин — преступников, приговоренных к пожизненному заключению. Его цель — ближайшая к Земле черная дыра.

Кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов посмотрел фильм над пресс-показе в Каро 11 Октябрь и рассказывает, почему фанатам Джорджа Лукаса и Кристофера Нолана можно расслабиться, а поклонникам Стэнли Кубрика и Андрея Тарковского наоборот напрячься, что в этом кино такого зловещего, и почему оно больше про сексуальные перверсии и социальные табу, нежели о космическом путешествии. 

Режиссер Клер Дени – яркая представительница французского авторского кино. Спектр ее фильмов охватывает и психологическую драму, и военно-приключенческое кино, и эротическую комедию. Новый же фильм «Высшее общество» снят в жанре научной фантастики. Но любители межгалактических битв в духе «Звездных войн» или идеалистического поиска новых планет, как в «Интерстелларе» Кристофера Нолана, будут разочарованы.

По атмосфере фильм оказывается ближе к «Солярису» Андрея Тарковского или «Космической Одиссее» Стенли Кубрика. Фанатам Клер Дени будет над чем подумать после просмотра, но многих фильм может сбить с толку своим раздробленным и затянутым таймингом и странными эпизодами брутального насилия и сексуального воздержания.  

На поверхности лежит сюжет о путешествии группы космонавтов к черной дыре, чтобы попытаться извлечь из нее энергию. Вместе с ними на корабле присутствует ученый доктор Дибс (Жульет Бинош), которая проводит биологические эксперименты по искусственному оплодотворению и деторождению в космосе. Ее образ одержимой ведьмы и безумного ученого – самый устрашающий в фильме, а эротическую сцену в кабинете «F*ckbox» («Комната для сексуальных утех» — пер. редакции) со специальным креслом и серебряным дилдо вы не забудете никогда. 

Главную роль космонавта Монти играет Роберт Паттинсон, который постепенно уходит от подростковых «Сумерек» во взрослое авторское кино. Единственные человеческие и теплые отношения в фильме разворачиваются между Монти и его дочерью Уиллоу, которую он учит не есть испражнения и объясняет, что такое табу. Паттинсон играет отца, заботливого и оберегающего дочь, с одной стороны. А с другой, отчаянный и брутальный, он понимает, что никакой надежды и будущего нет ни у него, ни у его дочери.

В атмосфере фильма много пугающей клаустрофобии – спартанское устройство корабля внутри и нарочито грубый внешний вид. Команда корабля переполнена страхом и агрессией. Сам космос показан не как пространство для будущего покорения и завоевания, а как место абсолютно мертвой и звенящей пустоты. Один из самых зловещих кадров фильма — несколько мертвых тел, зависших в вакууме на фоне черного ничто.

Фильм не дает ответов на поставленные вопросы. Даже если вы будете очень внимательно всматриваться и восстановите всю хронологию событий, у вас останется большое пространство для домыслов. Придирчивым технарям скорее всего не понравится, что в фильме нарушаются законы физики. Но, отбросив условности, можно увидеть, что фильм не рисует альтернативную реальность, а задает вопрос о будущем человечества и цивилизации. А космическая тема – это всего лишь декорация и метафора, с которой автор волен обращаться, как пожелает.