Отзывы о "Тони Эрдманн"

Toni Erdmann
Тони Эрдманн Тони Эрдманн трейлер
В избранное
Оценка редакции
Год выпуска 2016
Режиссер Марен Аде
Длительность 162 мин
Страна Австрия, Германия
Возраст 18+
Российская премьера 23 февраля 2017
Мировая премьера 14 мая 2016

Моя оценка

Сергей Синяков
22 февраля 2017

Рецензия: «Тони Эрдманн»

Недооцененный хит Канн-2016 — гимн неловкости.

Все, что осталось у отставного немецкого учителя музыки Винфрида, это дряхлая собака и бескомпромиссное чувство юмора. Курьеру Винфред посоветует быть поаккуратнее с посылкой, потому что в ней бомба. А макияж а-ля Джокер объяснит тем, что в качестве подработки корректирует популяцию обитателей дома престарелых: «50 евро за смерть». Еще есть вставная челюсть, которую Винфред всовывает поверх родных зубов, чтобы поразвлечь окружающих. Немудрено, что жена ушла, ученики разбежались, а дочка Инес, бизнес-консультант под 40, пропадает в загранкомандировках и с отцом общается по мере крайней необходимости. Собака умирает, и Винфред внезапно навещает дочку в Бухаресте, где женщина, в стандартном режиме «сука-блондинка», объясняет восточно-европейским партнерам необходимость массовых увольнений. Не до папы, совсем. Однако от Винфреда так просто не избавиться: войдя в образ (челюсть, темные очки, каштановый парик), он преследует Инес на вечеринках и в офисах, представляясь окружающим Тони Эрдманном, богачом со странностями.

Европейский артхаус умеет взбесить нормального человека с пол-оборота не менее действенно, чем эксцентричная родня. О своей кинопринадлежности 162-минутный «Тони Эрдманн» честно сигнализирует первыми же кадрами. Если сразу после титров, осязаемое время потаращившись вслед за статичной камерой на дверь, вы решите свернуть знакомство с картиной — это будет простительное малодушие. Но, как сказал Мюллер Штирлицу: «А вас я попрошу остаться». Хотя бы из интереса.

Картина Марен Аде — претендент на «Оскар» с хорошими шансами. Ее встретили овациями в Каннах (а критики любят постную нудятину не так самоотверженно, как принято думать). Ради роли в оперативно запущенном голливудском ремейке Джек Николсон прервал семилетний отпуск. А Билл Мюррей, узнав, какой проект от него уплыл, пожалел, что не держит агента. Наконец, о том, чтобы вы сходили именно на «Тони Эрдманна», на свой манер позаботились и прокатчики, к празднику предложив патриотически-суровый выбор главных премьер недели: отечественный вампирский боевик «Вурдалаки» или «Защитники», наш ответ «Мстителям» от Сарика Андреасяна. Сам, пожалуй, не заметишь, как очутишься на артхаусе.

В «Тони Эрдманне» поют любовную балладу Уитни Хьюстон так мощно, по делу и душераздирающе, что бледнеет памятный номер из «Телохранителя». Имеется эротическая сцена, реализованная настолько затейливо, что убогие фантазеры из «Оттенков серого», бряцая детсадовскими наручниками (наручники есть и здесь), покинули бы большой секс. Ближе к финалу они попробовали бы вернуться (запланирована голая вечеринка), но и тут вышла бы сплошная неловкость.

При этом «Тони Эрдманн» вообще не про секс (приходится разочаровать разохотившихся было эротоманов). Не про сексизм и не про феминизм. Не про флуоресцентный прагматизм шагнувших в зрелость детей и не про теплую ламповую придурь неповзрослевших отцов. Не про звериный оскал капитализма. Не про одиночество. Пускай в картине все это есть. Кино именно что про тотальную неловкость, накатывающую удушливой цветаевской волной. Неловкость, уязвимость, собственная, чужая, сколько не вытравляй ее на тренингах про личностный рост, как песня из детства, остается с человеком и, собственно, во многом человека человеком делает. Ключевой вопрос в этой трагикомедии ошибок не «У тебя хорошая жизнь?», а «Ты человек вообще?». Плох мир, где все без исключения уверены в себе, не знают сомнений, прут по встречной, сшибаются догмой на догму. Хорош и душеполезен фильм, неловко-честный во всем, от финала (где правота каждого из героев не торжествует, просто немного корректируется) до названия — антикоммерческого, подчеркнуто никакого и отсылающего ни к кому. Спокойно ведь можно было бы назвать, к примеру, «Челюсти».

Отзывы о «Рецензия: «Тони Эрдманн»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 6 июня (чт) | США, 2019, 115 к/т, Боевик, Приключения, Фантастика с 6 июня (чт)

Cедьмой фильм о мутантах, в котором Джин Грей превращается в ангела смерти, готового уничтожить все живое.

с 30 мая (чт) | США, 2019, 113 к/т, Комедия, Приключения, Мультфильм, Семейный с 30 мая (чт)

Узнайте, что действительно беспокоит ваших животных.

с 6 июня (чт) | Великобритания, Ирландия, 2018, 12 к/т, Драма, Мелодрама, Биография с 6 июня (чт)

История яркого и смелого романа между двумя замужними писательницами: Витой Сэквилл-Уэст и Вирджинией Вулф.

с 30 мая (чт) | Франция, 2019, 5 к/т, Драма, Исторический с 30 мая (чт)

Чувственный любовный треугольник в богемной атмосфере Парижа конца XIX века.

с 16 мая (чт) | США, 2019, 27 к/т, Боевик, Триллер с 16 мая (чт)

Суперкиллер Джон Уик после нарушения кодекса тайной гильдии ассасинов получает статус изгоя.

с 13 июня (чт) | США, 2019, 95 к/т, Триллер, Ужасы с 13 июня (чт)

Оливия Спенсер в роли маньячки с добрыми глазами.

с 12 июня (ср) | США, 2019, 117 к/т, Боевик, Комедия, Фантастика с 12 июня (ср)

Спин-офф к популярной комедии об инопланетянах начала 2000-х.

с 6 июня (чт) | Великобритания, США, 2019, 107 к/т, Драма, Фэнтези, Биография с 6 июня (чт)

Зацензурированная версия байопика об Элтоне Джоне.

с 13 июня (чт) | Франция, 2007, 15 к/т, Документальный с 13 июня (чт)

Грустный портрет Ив Сен-Лорана в последние годы работы.

Чем вас может разочаровать новый фильм о знаменитом монстре.

Лучшие места, где вас ждут блокбастеры, документальные и авторские фильмы, не испорченные отечественным дубляжом.