Пышное, но беспомощное фэнтези от Гая Ричи.

В древней Британии, управляемой тираном Вортигерном (Джуд Лоу), нехорошо. Из народа больше нечего доить; вспыхивают бунты; на стенах рисуют обидное; крепнут сомнения в легитимности короля — и не без оснований. А тут очередная напасть: отхлынуло синее море, обнажив камень и торчащий из него меч — Экскалибур. По преданию, вытащить меч способен только истинный король. У Вортигерна не получается, у других претендентов со всей страны — тоже. Не очень-то и хотелось; ведь тому, кто вытащит меч, явно не жить. Но вот появляется Артур (Чарли Ханнэм), воспитанный в борделе сирота, игрок, драчун и жулик — Экскалибур ложится ему в ладонь как влитой.

Нарядное, тяжеловесное кино

На черной башне, где злодей промышляет колдовством, всевидящим оком полыхает костер. В первой же сцене в кадр ломятся гигантские боевые слоны. Имеется положительная птица-герой орел, готовая прилететь на помощь, если все совсем плохо. Сметливый, но без царственных замашек Артур — конечно, Избранник (чему не рад), но ему не одолеть врага без отряда верных товарищей. Есть красивая и пугающая союзница-волшебница (Астрид Берже-Фрисби). Главный маг Мерлин настолько занят, что в фильм заглядывает на считанные секунды. Короче, ясно, откуда что взялось, и, если вы соскучились по «Властелину колец» и «Хоббиту» — добро пожаловать. Но имейте в виду, что фэнтезийная избыточность здешней фактуры не подкреплена ни высеченной в камне толкиеновской драматургией, ни сюжетным кружевом Джорджа Р. Мартина; «Игру престолов» авторы определенно тоже имели в виду.

Для поклонников Гая Ричи «Меч короля Артура» — опять-таки не повод засобираться в кино. Были основания надеяться, что с хрестоматийной легендой о рыцарях Круглого стола режиссер обойдется примерно так же, как ранее с детективами Конан Дойля: выпотрошит классику, приторочит рожки к ножкам и вколет стероиды. С «Холмсом» прием сработал на ура, но в новом фильме рублевый замах совсем уж на копейку. Сделать благородного Артура и его сотоварищей сворой гопников, будто переселившихся в мир рыцарей и магов прямиком из «Большого куша», было прекрасной идеей, и можно мечтать, как с ней обошелся бы, скажем, вечно молодой и вечно рьяный проказник Тарантино.

Ричи сегодня не рок-н-ролльщик

К сожалению, Ричи сегодня не рок-н-ролльщик, а возрастной физкультурник (то, за что мы любим автора «Карт, денег, двух стволов», утряслось в трейлер). Как дворового отморозка Артура регулярно накрывает важность собственной миссии, так и режиссер, едва пустится в цыганский галоп комедии про бандитскую вольницу, тотчас вспоминает, что заказывали-то большое голливудское фэнтези с драконами да змеями, и переходит на трусцу. Если уж ломать канон, то радикально и об колено, а иначе незачем и браться. Нарядное, тяжеловесное, по-своему очень авторское и в этом печальное кино.