Отзывы о "Девушка из Дании"

Оценка редакции
The Danish Girl
Иван Гиреев
26 января 2016

Рецензия: «Девушка из Дании»

Байопик первого мужчины, сделавшего операцию по перемене пола, — чересчур старательная заявка на «Оскар».

Копенгаген, 1920-е. Супруги художники Эйнар и Герда Вегенер живут в продуваемой сквозняками квартире-студии и греются любовью: на всю датскую богему, укомплектованную геями, феминистками, лесбиянками и прочей интеллигенцией, они — единственная нормальная семейная пара. Но творческая любовь — штука тонкая, а рвется там, где тонко. Герду динамит натурщица-балерина, и она просит мужа попозировать в чулках и пачке. Эйнар сперва с подозрительным упорством открещивается, а потом все-таки позирует — и входит во вкус. Впоследствии герои шутки ради появляются в свете под видом двух подружек (Эйнар называет себя Лили). Герда пишет его в женском образе и наконец становится востребована как художница. А с личным — ну вот только с личным полный привет. Эйнар–Лили флиртует с мужчинами (те так и прут: «Вы здесь одна? Знаете историю этого дуба?»), все менее охотно влезает в мужской гардероб, отбрыкивается от красавицы жены, когда та хочет близости, и вообще приходит к выводу, что он — женщина, по досадной ошибке оказавшаяся в мужском теле.

У датского художника Эйнера Вегенера, режиссера Тома Хупера и исполнителя главной роли Эдди Редмэйна есть общая черта — целеустремленность, с которой все трое двигались к своей мечте. Вегенеру, первому человеку, которому сделали операцию по перемене пола, было труднее, чем кинематографистам, — его путь пролегал через terra incognita. Цель создателей картины банальнее, а средства проверены: после появления «Девушки из Дании», явно ориентированной на вкусы академиков, обозреватели прочили ей россыпь номинаций на «Оскар». Удачный опыт есть, рука у обоих набита. В 2011-м Хупер получил четыре статуэтки по главным номинациям за другую историю о величии человеческого духа — переоцененную драму «Король говорит!», где герой борется с заиканием. В активе актера Эдди Редмэйна — «Оскар» за главную роль во «Вселенной Стивена Хокинга», где с величием духа тоже боекомплект.

Не все затеи — безумные ли, досконально просчитанные ли (а «Девушка из Дании» явно относится к последним) — финишируют успехом. У Вегенера все кончилось трагически (он умер от заражения после очередной операции, хотя и все-таки успел погулять женщиной с паспортом по улицам родного города, — в чем создатели картины бедолаге отказывают, не выпуская дальше больничного садика). У Хупера — тоже не триумфом (номинации актерам, костюмерам и художникам; «Девушка» — это красиво, но, пожалуй, не более того). Редмэйн выдвинут, но, позволим себе предположить, шансы на победу невелики. Во-первых, два «Оскара» кряду приключаются нечасто. Во-вторых, его актерский диапазон не чересчур широк (и не совместим по классу, скажем, с дарованием Ди Каприо). Изобразив парализованного героя в «Хокинге» в первую очередь мизинцем и глазами, в «Девушке» Редмэйн тоже в основном стреляет глазками; не зря жена пеняет ему, что, если берешься притворяться женщиной, необязательно кокетничать, как шлюха.

Жена — вообще ключевой, пожалуй что и главный персонаж истории (это лучшая роль Алисии Викандер, и вот за чей «Оскар» стоит поболеть). Едва ли не помимо воли создателей, лента все увереннее оборачивается драмой о тяжелой женской доле. Фильмом не столько о том, как тяжело женщиной стать, а о том, как тяжело ею быть, особенно когда муж объелся груш. Лучше бы, как поет «Сплин», пил и курил (пьет и курит здесь опять-таки глава семейства Герда). Но нет же. Надумал быть жене подружкой, повадился ходить налево, измотал нервы, принципиально перестал зарабатывать. Поставив перед собой цель стать женщиной, Эйнар осознал, что теперь какой-нибудь более практический род занятий ему без надобности, и забросил живопись. Жена все терпит: заоблачной высотой отношений, но, увы, не юмором (юмора нет совсем), фильм иной раз напоминает «Покровские ворота», даже свой аналог Саввы Игнатьевича имеется.

«Девушка из Дании» имеет шансы вызвать законное неудовольствие у феминисток и чувство глубокого удовлетворения у консерваторов-почвенников, с которых станется разглядеть в ней манифест загнивания толерантной Европы. Картина, например, странным образом рифмуется с михалковским «Солнечным ударом», где тоже про гибнущую по глупости цивилизацию, и летает навязчивый шарфик-путешественник. Широкий зритель едва ли уйдет с «Девушки» отдохнувшим. Слишком экзотичен повод для сопереживания герою. Слишком очевиден холодный расчет создателей, особенно на контрасте с судьбой Эйнара–Лили, которому можно отказать во многом, но не в безумстве храбрых.

Отзывы о «Рецензия: «Девушка из Дании»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 8 мая (ср) | Россия, 2019, 12 к/т, Военный, Драма с 8 мая (ср)

Военная драма о судьбе девушки, пережившей блокаду Ленинграда.

с 9 мая (чт) | Австралия, США, 2018, 18 к/т, Драма, Исторический, Триллер с 9 мая (чт)

Три дня противостояния смерти, три дня борьбы за выживание…

с 10 мая (пт) | США, 2019, 95 к/т, Комедия с 10 мая (пт)

Энн Хэтэуэй и Ребел Уилсон в комедии об отвязных охотницах за деньгами.

с 25 апреля (чт) | Ирландия, 2019, 6 к/т, Детектив, Драма, Триллер, Биография с 25 апреля (чт)

История создания первого в истории словаря английского языка в исполнении Шона Пена и Мэла Гибсона.

с 16 мая (чт) | Франция, 2018, 10 к/т, Драма с 16 мая (чт)

История девочки, которая учится жить без родителей.

Франция, в кино с 30 мая (чт), Драма, Исторический

Чувственный любовный треугольник в богемной атмосфере Парижа конца XIX века.

с 25 апреля (чт) | Германия, Израиль, Франция, 2019, 2 к/т, Драма с 25 апреля (чт)

Странная комедия об израильтянине, который решает стать французом.

с 16 мая (чт) | США, 2019, 115 к/т, Боевик, Триллер с 16 мая (чт)

Суперкиллер Джон Уик после нарушения кодекса тайной гильдии ассасинов получает статус изгоя.

с 10 мая (пт) | Россия, 2019, 13 к/т, Военный, Боевик, Драма, Исторический с 10 мая (пт)

История Афганской войны глазами участников по разные стороны баррикад.

с 1 мая (ср) | США, 2019, 31 к/т, Драма, Мелодрама с 1 мая (ср)

Трогательная история любви двух больных фиброзом.

с 23 мая (чт) | США, 2019, 109 к/т, Детектив, Триллер, Ужасы, Фантастика с 23 мая (чт)

Супергеройский хоррор от создателей «Стражей Галактики».

с 29 апреля (пн) | Бельгия, Франция, 2019, Драма с 29 апреля (пн)

Документальная драма Франсуа Озона о тайных грехах священнослужителей.