Лицо с чувственными губами и смирением во взгляде, невыносимо старомодные длинные волосы - так выглядит актриса практически на всех фотографиях. Образ скромной учительницы небольшого городка, - смотрите: я простая и открытая, во мне нет ничего показушного - Пенелопа поддерживает и на экране, и в жизни. Как удалось этой милой скромняге завоевать Голливуд?

Произошло это в 1999 году после картины «Все о моей матери» (Todo sobre mi madre) Педро Альмодовара, которая получила «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». Тишайшая сестра Роза в исполнении Крус бесшумно передвигалась по экрану, помогала бедным, заботилась о выжившем из ума отце и вообще творила массу полезных для человечества дел. Но маг и волшебник Альмодовар придумал как показать «обратную сторону» своей героини. Послушная монашенка забеременела от трансвестита, да еще и ВИЧ-инфицированного. Получился этакий «тихий омут», в котором, сами знаете, КТО водится. Пенелопа блестяще справилась с задачей, продемонстрировав свое второе «я». Никогда не могла себе представить, что можно так безумно эротично-сексуально звать собаку!

Фокус удался, яблоко оказалось с маленькой червоточинкой, с горчинкой, которая так кстати оттеняет основной вкус. Ведь ничто не привлекает к женщине (а тем более к актрисе) столько внимания, как едва уловимый налет порочности. Америка клюнула на наживку и Пенелопа Крус стала востребована по ту сторону Атлантики. Ей прощают чудовищный акцент и разрешают произносить некоторые фразы в фильмах по-испански. Она получает в партнеры «самых-самых»: Мэтта Дэймона во «Всех этих дивных лошадках» (All the Pretty Horses, 2000), Джонни Дэппа в «Кокаине» (Blow, 2000), Николаса Кейджа в «Выборе капитана Корелли» (Capitan Corelli’s Mandolin, 2001). Не беда, что ни одна из этих картин и рядом не стоит с шедевром Альмодовара. Пенелопа тихо-тихо, очень ненавязчиво завоевала святая святых кинобизнеса, ухитряясь при этом дать повод для сплетен вокруг своей персоны. Ведь после «Лошадок» утверждали, что отбила Дэймона у невесты - Уайноны Райдер, а после «Капитана» - стала причиной развода Кейджа и Патрисии Аркетт. Пенелопа не подтверждала, но и не опровергала эти слухи.

На самом деле успехи магнетической Пе (как называют ее на родине) уже не кажутся случайными, когда начинаешь изучать ее «трудовую биографию». Каждый шаг этой синьорины со стальным внутренним стержнем - это шаг к тому, чтобы стать «женщиной на вершине». С трех лет Крус крутит фуэте на отделении классического балета Национальной консерватории. Позже идет заниматься современными танцами в школу Рауля Кабальеро. В 15 лет выдерживает огромный конкурс - 350 человек на место - и начинает работать в самом известном модельном агентстве Испании. Тогда же она решает заниматься лицедейством. В течение двух лет Пенелопа продолжает заниматься танцами и работает: на подиуме, на телевидении - в клипах, мыльных операх, музыкальных шоу. Добавьте к этому обучение в обыкновенной средней школе и зубрежку английского - и перед вами классический портрет человека, готового к покорению самых заоблачных вершин (в нашем случае - Голливуда). Первый фильм «Подставленный» (Framed, 1993) с Тимоти Далтоном с треском провалился. Крус возвращается на родину, где пашет и пашет, уже точно зная - ее время придет. В 25 лет судьба дает ей карт-бланш - главную роль у режиссера с потрясающей интуицией. Альмодовар знает, как правильно «подать» актрису, и она с блеском справляется с ролью. Мечты сбываются (см. выше)...

Так, не торопясь, Пенелопа достигла «Ванильного неба». Фильм получился никудышным, но, бог мой, сколько вокруг него было шумихи. Режиссер Кэмерон Кроу использует магнетическую притягательность Крус на полную катушку. Она играет сказочную неземную женщину, почти ангела, который является герою Тома Круза то ли из глубин подсознания, то ли во снах. «Она очень добрая женщина», - говорит про Софию (героиню Крус) один персонаж фильма. Тот же бездонный глубокий взгляд, те же обволакивающие жесты, даже собака, которую надо звать с придыханием, и то присутствует. Экстравагантный привкус горькой ванили, которого не хватило в роли, Пенелопа Крус добавила в личную жизнь. О ее романе с Томом Крузом не писал только неграмотный. Остальные же, как правило, выражали удивление: как же так? с нашим киносимволом какая-то испанка? На самом деле заполучение в женихи богача-обаяшки - логичное продолжение «тихого завоевания» Америки Пенелопой. Женщиной, в которой мягкость и «пушистость» внешности сочетаются с диким напором быка на корриде.

Пенелопа о себе

- С некоторых пор каждого мужчину, с которым Вас видят, называют Вашим бойфрендом.

- Так сказали даже о моем брате в Нью-Йорке. А ему всего 16 лет! Я была с ним на улице, и потом сказали, будто это мой новый бойфренд.

- Почему с Вами так происходит?

- Я думаю, так случается со всеми людьми нашей профессии. Иногда я чувствую, что все заходит слишком далеко, но не обращаю внимания. На меня это на самом деле не действует - я умею с этим справляться. Работа - единственное, что может меня спасти, и в этой связи я стараюсь выполнять ее как можно лучше. Вот что на самом деле имеет значение.

- Вы набожны?

- Нет, нисколько. Я выросла католичкой, но я не причисляю себя ни к какой вере.

- Вам нравится, что Вас называют испанской суперзвездой?

- Это всегда заставляет меня смеяться, потому что в Испании никто не мечтает стать звездой. Этого не существует в европейской индустрии.

- Вы удивлены переходом из испанского в американский кинематограф?

- Да. При этом я чувствую себя очень счастливой, потому что это все, чего я хотела в детстве и о чем мечтала. Я никогда не подозревала, что моя карьера в Испании кончится и начнется другая.

- Вы говорили, что в Голливуде не дают прохода красивым женщинам.

- Я избежала этого с большим трудом. Прошло много времени, прежде чем я научилась говорить «нет» на множество предложений. Иногда я не понимала, что нужно сказать «нет». Теперь у меня есть такая возможность.

- Вы чувствуете необходимость оставаться худой и лгать о своем возрасте в Голливуде?

- Нет. Я люблю хорошо поесть, потому что мне становится лучше, но я не одержима этим. И я никогда не буду лгать о своем возрасте. В моей жизни есть многое, что я хотела бы делать помимо кино. Я хочу быть фотографом. Я не жду, что эта свобода в работе продлится вечно, я сознаю это. Я надеюсь, что все еще буду сниматься, когда постарею, но такой свободы как сейчас у меня не будет.

- Что Вы фотографируете?

- Я снимаю фотографов, а они это ненавидят. Они ненавидят, когда их фотографируют, но не хотят говорить «нет», потому что сами снимали меня весь день!

- В Испании Вы национальная героиня?

- Я не вижу себя в такой роли. Я рано начала, работала с 15 лет. Так что контактировала с прессой еще с того возраста.

- О чем вы скучаете здесь, в Америке?

- О моей семье, моих друзьях, моих кошках.

- Что ваши родители думают о том, что с вами происходит?

- Они спрашивают меня, счастлива ли я. Если я счастлива, то и они тоже. Родители дали мне полную свободу, когда я была маленькой и только начинала, и я всегда ценила это. Теперь, когда мне 27, я понимаю, как трудно дать такую свободу дочери, так ведь? А они дали мне ее с большой любовью и беседовали со мной обо всем. Но я думаю, что поначалу они были в ужасе.

- Правда ли, что вы пожертвовали гонораром от одного из Ваших ранних фильмов на благотворительность?

- Нет, это не правда. Я никогда не говорила этого, потому что я никогда не скажу в интервью, что я пожертвовала.

- Но Вы добровольно работали в Калькутте с бездомными девочками, верно?

- Я была там с Матерью Терезой, мы жили там неделю и нашли 35 маленьких девочек, у которых не было дома. Им взялся помогать испанский фонд, который основали мои друзья, и представителем которого я являюсь. Сейчас девочки изучают музыку, мы хотим организовать из них оркестр, чтобы они путешествовали и помогали таким же как они обошли все дома.

- Вы работали без остановки с самого юношества; не хотите ли сделать перерыв?

- Вот именно. Мне нравится это, но я не озабочена работой. Мне действительно нужно отдохнуть.