Сергей Соловьев
9 марта 2010

«Женщины без мужчин» Ширин Нешат: женщина и Аллах

В Москве показывают фильм «Женщины без мужчин». Эту артхаусную картину можно было бы пропустить, если бы не имя режиссера. Ширин Нешат — арт-звезда первой величины и самая актуальная художница мира.

Буквально за десять лет иранка, живущая в Америке, сделала головокружительную карьеру. Мерилом ее успеха являются даже не награды и звания, а тот факт, что все говорят о «стиле Нешат». Ее образы изучают, цитируют, им подражают. Теперь уже сложно понять, был ли взлет восточной дивы в 1990-е следствием моды на исламское искусство или, наоборот, она эту моду и породила. Но очевидно, что нынче на смотрах и биеннале госпожа Нешат отвечает за весь современный Восток. С арт-сцены Ширин Нешат позволено говорить о том, о чем до нее не говорила ни одна художница. О женской доле в исламе, о свободе и несвободе в парандже, наконец, о восточных «женщинах без мужчин».

Самым известным произведением выпускницы калифорнийского университета стала серия фотографий с броским названием «Женщины Аллаха» (1997). Эти фотокартины родились после попытки Нешат вернуться на родину: шок от Ирана времен исламской революции (1976) был так силен, что привел к окончательной эмиграции и артистическому взрыву. На снимках — сама Ширин, головы до ног облаченная в одежды правоверной мусульманки. Те части тела, что не закрывает черный шелк, расписаны арабской вязью: стихами на фарси двух поэтесс — свободолюбивой бунтарки Форух Фарохзад, погибшей в 31 год, и правоверной сторонницы исламского уклада Тахере Саффарзаде. Последняя деталь — оружие: пистолетное дуло, выглядывающее из-за виска, ствол, зажатый ногами... Образы неистовой женственности созданы еще до того, как исламский Восток стал тотально ассоциироваться с терроризмом и поясами шахидок.

Чтобы объяснить картины Ширин Нешат, критики сразу заостряют внимание на очевидной вещи — на парандже. Как к ней относиться? Как к позорной робе, в которую мужское общество облачает женщин? Как к добровольному жесту в защиту традиционных ценностей (семьи и чести)? Как к объекту эротических игр и фантазий? В зависимости от того, как вы ответите на эти вопросы, так вы и воспринимете произведения иранки. Будет ли это беспощадная критика религиозного фанатизма или лирика в традициях персидской любовной поэзии (с обязательным надрывом). Иными словами, у Нешат слились воедино все эти знаки и символы Востока — манящего и пугающего.

Все дальнейшие произведения художницы (главным образом видеоинсталляции) строились вокруг восточных мифов и стереотипов — на противостоянии «мужского» и «женского» начал. Мужчина — мир открытый, организованный, стройный и ясный, женщина — вулкан, клокочущий внутри, за черными одеждами и глухими стенами, готовый вырваться наружу в приступах страсти или сумасшествия (как это показано в шокирующем видео «Одержимая»).

Дебют Нешат в полнометражном кино пришелся как раз на тот момент, когда в самом Иране и вокруг него разгорелись нешуточные страсти. Сначала манифестации и бои на улицах Тегерана, потом атомный скандал. Многие считают, что Венецианский фестиваль, удостоивший Ширин приза за режиссуру, шел на поводу политической конъюнктуры — надо поддержать диссидентов. Но в случае с «Женщинами без мужчин» не все так просто. Это своего рода итог долгого пути арт-звезды, энциклопедия ее образов. Здесь не стоит особо вдумываться в сюжет (фильм рассказывает о четырех женщинах разного происхождения и взглядов, застигнутых исламской революцией), здесь нужно, как говорят, «смотреть картинку». Наблюдать за видеоживописью, за поэзией кадра — примерно так же, как мы рассматриваем персидские миниатюры или арабскую каллиграфию: один росчерк кисти здесь выражает больше, чем повороты сценария.

Отзывы о ««Женщины без мужчин» Ширин Нешат: женщина и Аллах»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 15 ноября (чт) | Великобритания, США, 2018, 98 к/т, приключения, фэнтези, семейный с 15 ноября (чт)

с 22 ноября (чт) | Великобритания, Швеция, США, 2017, 27 к/т, драма с 22 ноября (чт)

История женщины, которая принесла мужу славу, оставаясь в тени.

с 1 ноября (чт) | Великобритания, США, 2018, 84 к/т, драма, биография с 1 ноября (чт)

Байопик о культовом музыканте и лидере группы «Queen» — Фредди Меркьюри.

с 22 ноября (чт) | Дания, Швеция, 2018, 18 к/т, драма, биография с 22 ноября (чт)

Сюжет картины повествует о событиях жизни Астрид Линдгрен, благодаря которым она стала любимой во всем мире писательницей.

с 8 ноября (чт) | Великобритания, Германия, Канада, Швеция, США, 2018, 44 к/т, криминал, драма, триллер с 8 ноября (чт)

Продолжение истории хакерши под ником "Оса" с Клер Фой в главной роли.

с 22 ноября (чт) | США, 2018, 87 к/т, комедия, приключения, фэнтези, мультфильм, семейный с 22 ноября (чт)

Волшебное путешествие во вселенную интернета.

с 15 ноября (чт) | Великобритания, Латвия, Россия, Франция, 2018, 15 к/т с 15 ноября (чт)

Авторский независимый проект в стиле «мистическая история в таинственном доме».

с 8 ноября (чт) | Франция, 2018, 2 к/т, комедия с 8 ноября (чт)

Уморительная французская комедия о мужской команде по синхронному плаванию.

с 25 октября (чт) | Италия, Франция, 2018, 4 к/т, драма, биография с 25 октября (чт)

Кинопортрет Сильвио Берлускони и его ближнего круга.

Россия, в кино с 29 ноября (чт), комедия, приключения

Офисный планктон — опасный зверь, если его разозлить.

с 15 ноября (чт) | Италия, Франция, 2018, 7 к/т, драма с 15 ноября (чт)

Трогательный фильм о собачьем парикмахере, который вызвался противостоять злу.

с 8 ноября (чт) | Япония, 2018, 4 к/т, криминал, драма с 8 ноября (чт)

Тонкая и непринужденная история о противоречиях мира.