Очередная встреча-исследование в рамках проекта «Дом с картины».

Проект Ярославского художественного музея «Дом с картины» на один вечер изменил формат. Новая встреча была посвящена не конкретной усадьбе, которую можно увидеть на одной из картин, входящих в коллекцию музея – как это было традиционно. Автор цикла Андрей Чекмарёв – искусствовед, исследователь русской усадьбы, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства – в качестве предмета для виртуальной экскурсии выбрал произведения, входящие в коллекции разных ярославских музеев. Объединяет их то, что все они были созданы в эпоху Екатерины II.

Художественное наследие Екатерининской эпохи огромно. И в ярославских собраниях оно представлено довольно интересными экспонатами.

С именем Екатерины II связано, в частности, и одно из зданий Ярославля – Митрополичьи палаты. Здесь императрица останавливалась на несколько дней во время своих волжских путешествий 1763 и 1767 годов. Одно из древнейших строений города, Митрополичьи палаты построены в 1680-е годы ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем. С 1777 года и до возведения Губернаторского дома здесь находилась резиденция ярославских губернаторов.

В свой первый приезд, в 1763 году, Екатерина очень высоко оценила столицу губернии: «Я почитаю Ярославль третьим городом России», – заявила она, проинспектировав местные фабрики и заводы. Правда, на тот момент императрица, только-только занявшая престол, видела не так много русских городов. В 1767 году она поставит на третье место в стране уже Казань…

Во время путешествия 1767 года Екатерина в первую очередь посетила Успенский собор, а затем – Ярославскую Большую мануфактуру. В этот второй приезд именно в Ярославле императрица впервые явилась на официальный прием в русском платье и кокошнике, демонстрируя интерес к национальным ценностям и «корням» (что, конечно, забавно для немки). А в 1777 году она учредила Ярославское наместничество, положив начало реформам и новому расцвету города и края.

Первым назначенным ею наместником стал Алексей Мельгунов. Он не только придал Ярославлю черты административного и культурного центра сродни европейскому городу, но и привнес сюда дух столичности. Под руководством Мельгунова проходила перепланировка центра, преобразившая весь Ярославль. При нем строились здания в стиле классицизма, появились частная типография и первый русский провинциальный журнал, развивался театр. Во многом его трудами был обеспечен культурный расцвет всего края.

Один из главных артефактов того времени, который можно увидеть в Ярославле, – знаменитая карета Мельгунова. Сегодня она выставляется в Ярославском музее-заповеднике. Любопытно, что на своей роскошной карете, сделанной во Франции(!), первый ярославский генерал-губернатор так ни разу и не проехался по Ярославлю. После назначения здешним наместником он оставил свой экипаж в Петербурге и приехал на другом. Возможно, потому, что карета не предназначалась для длительных поездок по российским дорогам.

Как изображалась Екатерина в первые годы своего правления – можно судить по портрету, который представлен в постоянной экспозиции Ярославского художественного музея.

Это работа Алексея Антропова 1764 года. Антропов одним из первых в стране стал писать светские портреты. Его портрет Екатерины II – довольно причудливый микст из допетровской парсуны, наивного примитива и налета французского искусства XVIII века. Данная работа – копия с портрета Фёдора Рокотова. По оценкам искусствоведов, произведение слабее рокотовского оригинала, но, тем не менее, императрица выглядит здесь довольно представительно.

Вообще, с 1764 по 1766 годы Антропов написал множество копий с портретов Екатерины II. Подобное копирование, когда по утвержденному, эталонному образцу пишутся близкие к оригиналу картины, – было единственным способом «тиражирования» портретов высочайших особ в XVIII веке. Сегодня во многих музеях можно увидеть на этикетке надпись: «тип Рокотова» или «тип Ротари». Это означает, что с работы именно данного художника делалась копия. Практически все портреты в провинциальных музеях – копии с известных оригиналов. Но это не копия в нашем сегодняшнем понимании, а авторское повторение первоисточника, репродуцирование.

Еще один портрет Екатерины II из фондов Ярославского художественного музея был впервые показан широкой аудитории на встрече проекта «Дом с картины». Произведение отреставрировано лишь наполовину и пока не может экспонироваться.

Автор картины неизвестен. А сам портрет восходит к работе шведского живописца Александра Рослина. Художника пригласили специально в Петербург из Парижа (где он учился и практически постоянно жил), чтобы написать портрет императрицы. С натуры Рослин работал лишь несколько сеансов, одежду ему приходилось писать с манекена. Екатерине этот портрет не понравился: «Рослин изобразил меня шведской кухаркой, грубой и простой, плоской и вульгарной», – писала она.

Императрица действительно получилась здесь несколько прозаичной, в ее образе нет величия, а есть что-то приземленное, домашнее и бытовое, подчеркнутое полулукавой улыбкой на лице. Тем не менее портрет Рослина послужил для многократного копирования другими художниками. При этом кто-то из копиистов придавал Екатерине гламурности, а кто-то из-за неумелости делал образ комичным.

Екатерининский век в ярославских музейных собраниях представлен и портретами многих героев из окружения императрицы – дети, внуки, фавориты, известные политические деятели, наместники… В Ярославском художественном музее, например, хранится сразу несколько портретов Павла I – где он изображен и в детском возрасте, и в годы своего правления. Есть хорошие портреты и его супруги Марии Федоровны – тоже копии с оригиналов известных художников.

Среди безусловных шедевров XVIII века, который можно увидеть в постоянной экспозиции Художественного музея, – портрет великой княжны Александры Павловны.

Это работа одного из самых талантливых живописцев Екатерининской эпохи Дмитрия Левицкого. Уменьшенный вариант сделанного им портрета в рост великой княжны, стоящей на террасе Камероновой галереи в Царском Селе.

Александра – третий ребенок и старшая дочь императора Павла I и его супруги Марии Федоровны. Любимая внучка Екатерины II. Судьба ее оказалась трагичной. Ради того чтобы укрепить союз России и Австрии в борьбе против Франции, Александра Павловна была обвенчана с наследником австрийского престола. Венский двор, находившийся во вражде с Россией, встретил ее холодно, тем более что она наотрез отказывалась перейти в католичество. Во время родов молодой женщине не оказали должной врачебной помощи, и она потеряла дочь, а через девять дней скончалась и сама. Ей было всего восемнадцать лет…