Они не ждут, что кто-то изменит их жизнь, откроет новые творческие площадки, создаст условия для реализации их проектов. Они сами формируют новые места в городе. Придумывают и проводят фестивали, выставки, арт-резиденции. Приглашают талантливых артистов, музыкантов, художников участвовать в своих проектах. Меняют окружающее пространство, контекст и представление жителей о своем городе. Они не задают вопроса (заранее подразумевая отрицательный ответ): «Может ли творческий человек реализовать себя в провинции?» Артистическую атмосферу, в которой можно расти, развиваться, творить, они создают сами.

Именно такие люди участвовали в международной конференции People Making Spaces, которую в середине сентября организовала команда TEXTIL совместно с независимым культурным центром TYP Kulturkapital из Стокгольма. В промежутках между работой в проектных сессиях конференции несколько ее участников ответили на три вопроса нашего издания. В чем главная идея того проекта, который они реализуют в своем городе. Почему они живут там, где живут, и не стремятся переехать в столицу или вообще эмигрировать. Чем вдохновляет их жизнь в маленьком городе.

Иван Естегнеев, один из создателей и кураторов арт-площадки «Станция» (Кострома)

Сегодня нам больше всего хотелось бы, чтобы «Станция» стала некой моделью создания других площадок в Костроме, которые оказались бы новыми точками притяжения на карте города. Причем не обязательно, чтобы эти места были связаны с культурными проектами. То, чем мы занимаемся, — довольно узкий сегмент. Площадка актуального искусства «Станция», которую мы создали шесть лет назад вместе с Евгением Кулагиным, прежде всего стала местом показа спектаклей современного танца и продвижения различных проектов. Затем добавились концерты альтернативной музыки, выставки, показы авторского кино, открытые лекции. «Станция» также стала площадкой для арт-резиденций и международных фестивалей. Конечно, есть ощущение успеха. Наша танцевальная компания «Диалог Данс», инициатор создания «Станции», — резидент международных проектов, мы дважды завоевывали премию «Золотая маска»… Но на этом процесс не останавливается, режим существования становится лишь более интенсивным, мы все время работаем над чем-то новым. А если бы в Костроме появилось больше подобных мест другого формата — арт-кафе, выставочные пространства в стиле лофт, концептуально оформленные бары — это создавало бы очень интересное лицо города, и те инициативы, которые рождаются у разных людей, находили бы свое применение.

Мы остаемся в Костроме, потому что жизнь в маленьком городе никак не мешает творческой реализации. Мы осуществляем международные проекты, проводим фестивали, в которых участвуют зарубежные коллективы, — география ежегодного фестиваля танцевальных дуэтов «Диверсия», например, охватывает уже не только европейские страны. Нас приглашают работать в Москве и за границей. По большому счету, сегодня не имеет большого значения где ты живешь, главное — что ты умеешь и можешь делать. Мы остаемся в Костроме еще и потому, что для нас очень важно и ценно сохранить собственный проект — площадку «Станция». Конечно, он забирает много энергии, но и дает нам очень много. Это — наша база, фундамент, без которого многое было бы невозможно.

Если говорить откровенно, в самом городе вдохновляет немногое. Но в Костроме есть ощущение какого-то внутреннего покоя, ощущение дома. И есть люди, с которыми общаемся уже 13 лет, которые приходят к нам. Они вдохновляют своей поддержкой и какой-то невероятной энергией.

Ксения Ежова, куратор творческой усадьбы «Гуслица» (Подмосковье)

Наша цель — создать среду для творчества и общения, для культурного обмена с другими территориями, а также для возрождения и сохранения традиционных ремесел здешней земли. Проект Творческая усадьба «Гуслица», который развивается третий год по инициативе некоммерческого частного фонда «Преображение», объединяет архитекторов, музыкантов, художников, кураторов, режиссеров, актеров, продюсеров, журналистов. Мы размещаемся в здании бывшей ткацкой фабрики, построенной еще в конце ХIХ века, — это территория более 4 гектаров, расположена в 77 километрах от Москвы. Площадка также является международной арт-резиденцией и реализует ряд программ в сфере современного искусства. В просторных залах усадьбы можно воплощать самые разные идеи: создавать художественные, музыкальные и танцевальные студии, скульптурные, дизайнерские и архитектурные мастерские, театральные площадки и съемочные павильоны; проводить выставки, фестивали, мастер-классы, конференции, творческие лаборатории.

Идеи, которые воплощаются в проекте «Гуслица», были настолько близки мне, что я решила переехать сюда из Москвы, уволившись из международной компании. Сначала я пришла в проект как волонтер, занималась поиском партнеров и инвесторов. А сегодня уже участвую в разработке стратегии и концепции проекта, в привлечении новых участников. Да, я вижу, что многие сегодня стремятся уехать из страны, столкнувшись с проблемами, с трудностями в реализации своих идей, развитии своего бизнеса, со сложными и порой непонятными взаимоотношениями с бюрократией. Но я чувствую ответственность перед своей родиной, как бы пафосно это ни звучало. Ответственность не обязательно должна выражаться в том, что, получив бесплатное образование, необходимо отработать по профессии какое-то время. Просто у меня есть желание что-то отдать той земле, на которой я многое получила. Не хочется куда-то бежать. Хочется быть на своем месте и создавать новое. Хочется видеть, как благодаря твоим усилиям реализуются интересные идеи и замыслы, как проект, в котором ты участвуешь, проявляет в людях инициативу, стремление что-то сделать самостоятельно. Мы не ищем возможностей — мы их создаем сами.

В деревне, где я сегодня живу и где реализуется проект «Гуслица», меня вдохновляет буквально все! Прежде всего, вдохновляют авторы — учредители этой творческой усадьбы. У них всегда горят глаза, они полны энергии, у них каждый день рождаются какие-то новые потрясающие идеи. Вдохновляет само место — с его уникальным прошлым и новыми смыслами. В частности, у нас реализуется философия экологичного образа жизни, которая включает не только использование натуральных продуктов, но и подразумевает экологичность отношений: когда ты находишься в гармонии с самим собой и понимаешь — что и зачем ты делаешь, при этом в других людях видишь не конкурентов, а партнеров, которые в совместной работе усиливают лучшие качества друг друга. Вдохновляет возможность получить уникальный опыт развития территории. Причем только здесь ты можешь предложить какую-то идею, внезапно пришедшую на ум, и она тут же начинает воплощаться. Такой спонтанности, естественности, свободы в структурированной жизни большого города просто нет!

Михаил Приемышев, один из авторов и кураторов фестиваля «Курбанистика» (Вологда)

«Курбанистика» — это не столько фестиваль, сколько технология, которая позволяет переосмыслить и перезапустить какое-то пространство в городе и при этом объединить разные творческие направления. Мы работаем с определенным городским местом, с его контекстом, но наша деятельность связана не только с архитектурой, хотя название, которое расшифровывается как «Креативная урбанистика», вроде бы это подразумевает. Суть проекта «Курбанистика» — собрать на какое-то время на одной площадке различные творческие индустрии (кино, дизайн, хореографию, архитектуру) и попытаться выявить какие-то проблемы той территории или того учреждения, где проходит фестиваль, чтобы предложить карту перезагрузки. Нам, архитекторам, это дает возможность опробовать новую технологию взаимодействия с разными сообществами. Для других участников фестиваль становится площадкой, на которой они могут показать то, чем занимаются: новую интересную хореографию, работу с дизайном звука и так далее. Новая задача, которую мы хотим реализовать в этом году во время «Курбанистики», — перезагрузить колледж народных промыслов в Вологде. Попробуем предложить новые образовательные программы для этого учреждения, понять, есть ли точки пересечения традиционных народных промыслов с современным дизайном, и найти экспортные технологии для продвижения местной продукции. Возможно, наш опыт окажется интересен и другим колледжам, в том числе европейским.

Почему я живу в Вологде? Потому что здесь для меня больше вызовов, того, что заставляет быть творчески активным. Там, где уже все хорошо, меньше возможностей идти вперед, меньше творческих стимулов. У меня был опыт работы в других странах, в частности три года с моими коллегами мы преподавали в одном из институтов Китая. Это было интересно. Но, на мой взгляд, смысл не в том, чтобы уехать жить в другую страну. Смысл — в возвращении. В том, чтобы на решение своих проблем посмотреть с точки зрения нового жизненного опыта.

Что меня особенно вдохновляет в Вологде? Наверное то, что Вологда не превращается в мегаполис и сохраняет свою аутентичность — небольшие улочки, камерность пространства, соразмерность человеку, свой ритм. В маленьком городе больше возможностей оставаться самим собой.

Андрерс Олссон, автор и куратор проекта Teatermaskinen (Риддархюттан, Швеция)

Идея нашего проекта в том, чтобы с помощью современного искусства говорить о проблемах шведского общества, при этом сам процесс творчества использовать как инструмент исследования. Проект реализуется в небольшой деревне Риддархюттан, расположенной в лесу, в ней чуть больше 400 жителей. Teatermaskinen — это не какое-то помещение, где каждый день что-то происходит, а некое рабочее пространство, чем-то похожее на площадку TEXTIL. Мы работаем с самими жителями деревни. Например, устраивали перформанс, рассказывающий об истории этого места, и жители сами выступали на сцене. Проводили ярмарки, — отмечая середину лета, например, или перед Рождеством — и активно привлекали молодежь к участию.

Провинциальный проект, подобный нашему, — большая редкость для Швеции. Тем более что мы соединяем работу с локальным местом и искусством международного уровня. Вообще, работа художника в провинции — нетипичная история в нашей стране. Но нет большой разницы — реализуешь ли ты какой-то проект в столице либо в крупном городе или работаешь в деревне. В провинции мы получаем возможность тесно общаться с местными сообществами и в то же время заниматься современным искусством, оставаться в авангарде, продолжать экспериментировать. Конечно, в Стокгольме концентрация художников выше, поэтому сама артистическая среда шире, больше творческого общения. Но наш проект подразумевает, прежде всего, взаимодействие с местными жителями, а не с широким художественным сообществом.

Жизнь в провинции вдохновляет меня тремя важными вещами. Первое: мы получаем возможность жить, размышлять и создавать что-то вне привычного контекста, во многом созданного усилиями медиасообщества и СМИ, где все структурировано, все оформлено, где есть некая заданность — что и как должно быть. Мы свободны от этой регламентированности. Второе: жизнь в деревне, близость к природе дает другое видение перспектив и какое-то особое внутреннее спокойствие. И третье: к нам постоянно приезжают самые разные люди со всего мира, и это создает новые потоки энергии, движение, задает новые ритмы и вдохновляет нас развиваться дальше.