Современник

Оценка редакции
Современник

Знаменитый российский театр, созданный в Москве в 1956 году.

Задумка театра-студии возникла у молодых актёров, обучавшихся в школе-студии МХАТ — Олега Ефремова, Галины Волчек, Игоря Кваши, Лилии Толмачевой, Евгения Евстигнеева, Олега Табакова и других. Актёры собирались на добровольных началах, каждый участник занимал определённую должность. Так, по общему согласию, руководителем стал Ефремов, а Табаков взял ответственность за организационную часть. Изначально актёрская студия взяла название «Студия молодых актёров», которое отражало демократический дух группы.

Создание современного молодёжного театра стало своеобразным вызовом устаревшим и косным принципам МХАТ, который на тот момент почти не привлекал публику. Период оттепели и развенчания культа личности Сталина в 1956 году предоставили творческую свободу Ефремову и его соратникам, которые стремились по-новому взглянуть на проблемы современности. Так, Ефремов ценил этическую составляющую показываемых спектаклей, он старался оживить героев, приблизить их к зрителям. Постановки «Современника» были исполнены в жанре реализма с упором на психологизм. Некоторые критики с пренебрежением прозвали подход Ефремова «шептальным реализмом». Студия также отказалась от большинства классических произведений ради постановок современных авторов, например, Виктора Розова и Константина Симонова.

Ефремов обращал особое внимание на совместную игру актёров, поддерживал их начинания и идеи. Все члены студии имели равные права, художественный руководитель скорее давал советы актёрам, чем управлял процессом постановки. Более того, Ефремов побуждал актёров пробовать себя в качестве режиссёров. В конце каждого сезона труппа собиралась вместе, чтобы с помощью голосования распределить жалование и решить, кто из актёров получит прибавку за отличную игру, а с кем придётся расстаться по идейным соображениям.

«Студия молодых актёров» открылась премьерой спектакля «Вечно живые» по пьесе драматурга Виктора Розова, на основе которой впоследствии был снят фильм «Летят журавли». Cпектакль вызвал ажиотаж у зрителей, большую часть которых составляли студенты различных вузов Москвы. История жизни простых людей во время войны так впечатлила зрителей, что они задержались в театре до четырёх утра, обсуждая спектакль вместе с актёрами.

Неформальной датой основания «Современника» принято считать 16 апреля 1956 года — день первой постановки объединения. Но своё официальное имя театр получил лишь в апреле 1958-го, когда ректор школы-студии МХАТ Вениамин Радомысленский предложил Ефремову поменять название студии после посещения одного из спектаклей. Ещё через восемь лет «Современник» получил статус театра и собственную площадку на станции метро «Маяковская» в доме 1 на Триумфальной площади.

«Современник» прославился вызывающим и неоднозначным репертуаром. Среди наиболее нашумевших и популярных спектаклей значились «Вечно живые», «В день свадьбы», «Традиционный сбор» по пьесе Розова, «Старшая сестра», «Без креста!» по повести Владимира Тендрякова, «Чудотворная», «Двое на качелях» американского драматурга Уильяма Гибсона, «Всегда в продаже» Василия Аксёнова, «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова, «Баллада о невесёлом кабачке» в инсценировке Эдварда Олби, «На дне» по пьесе Максима Горького и другие.

Особый ажиотаж вызвал спектакль «Голый король», поставленный режиссёром Маргаритой Микаэлян по пьесе Евгения Шварца. Постановка избежала цензуры, но в 1966 году после премьеры на гастролях в Ленинграде художественный совет театра был жёстко раскритикован в коллегии министерства культуры, и театр временно лишился собственного помещения.

Театр поднимал острые социальные темы, например, Октябрьская революция была затронута в трилогии, состоящей из спектаклей «Декабристы» по пьесе Леонида Зорина, «Народовольцы» по пьесе Александра Свободина и «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова[15]. Ефремов старался по-новому взглянуть на события революции, сделать её героев более человечными, показав их эмоции, переживания и страхи, которым не было место в официальной истории коммунизма.

В конце 1960-х влияние оттепели начало ослабевать, цензура запрещала всё больше спектаклей «Современника». В это время Ефремов получил приглашение возглавить МХАТ. В 1970 году после долгого периода раздумий он покинул «Современник». Вместе с ним ушла часть труппы, а сам Ефремов забрал репертуарный портфель театра, тем самым поставив судьбу «Современника» под удар.

«Современнику» благоволили некоторые высокопоставленные советские чиновники, в частности министр культуры Екатерина Фурцева. В 1968 году благодаря её поддержке театр переехал в здание на станции метро «Маяковская». Фурцева также помогла театру отстоять постановку «Большевики», изначально запрещённую к показу цензурой. Впоследствии министр культуры сыграла значительную роль в судьбе театра, не допустив его закрытия в период отсутствия художественного руководителя.

После ухода Ефремова руководство театром перешло к художественному совету. Вместе с бывшим художественным руководителем ушёл и его директор — Леонид Эрман, от которого во многом зависел успех постановок. Эрман стоял у истоков театра, придя в него в 1957 году вместе со своей женой актрисой Людмилой Ивановой. В 1970-м пост директора занял Олег Табаков и занимал его, пока в 1989-м Эрман не вернулся в «Современник». После многочисленных собраний в 1972 году труппа и сотрудники театра выбрали актрису Галину Волчек новым художественным руководителем. 

В 1973 году Волчек открыла новый сезон спектаклем по пьесе Чингиза Айтматова «Восхождение на Фудзияму». Зрители тепло приняли постановку, и театр продолжил свою деятельность. «Современник» начал вновь сотрудничать с Константином Симоновым и пригласил таких режиссёров и драматургов, как Валерий Фокин, Александр Вампилов, Михаил Рощин, Анна Соколова. В это же время в труппу театра вошли новые актёры: Лия Ахеджакова, Марина Неёлова, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев.

15 апреля 1996 театр был награждён орденом Почёта за большой вклад в современное театральное искусство, заслуги в эстетическом воспитании молодежи и широкое общественное признание.

Под руководством Волчек театр провёл первые гастроли в США — сначала в 1978-м, а затем в 1990 году. В 2007 году после выступлений на Бродвее «Современник» стал первым зарубежным театром, получившим престижную театральную награду Drama Desk Award. С «Современником» работают такие известные театральные режиссёры и драматурги, как Римас Туминас, Николай Коляда, Кирилл Серебрянников, Валерий Фокин, Гарик Сукачев, Евгений Арье, Марина Брусникина, Евгений Каменькович, Александр Галин.

В 2016 году Чулпан Хаматова стала заместителем художественного руководителя по вопросам финансов. По словам Волчек, опыт работы актрисы с различными благотворительными фондами подготовил её к работе на этой должности.

В 2020 году ушла из жизни Галина Борисовна Волчек, стоявшая во главе «Современника» на протяжении 46 лет. Новым художественным руководителем театра стал Виктор Рыжаков — заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ, режиссёр, сотрудничающий с ведущими театрами России и Европы.

Отзывы о «Современник»

Ещё 3 отзыва
Гулия Гулия 6 апреля, 12:07

Спектакль “Это моя жизнь” в театре Современник по произведению южноафриканского драматурга Атола Фулгарда – смелая и громкая заявка на успех молодого режиссёра Гульназ Балпейсовой.
Лично для меня спектакль созвучен с произведениями Теннеси Уильямса
Сюжет прост: к 50 годам главная героиня, Милли в великолепном исполнении Алёны Бабенко (в этот раз на сцене она встречала свой день рождения), переосмысливает свою жизнь, переживая экзистенциальный кризис.

Переживая развод, она проходит все стадии: отрицание, торг, гнев, согласие…
Самостоятельная, самодостаточная женщина вдруг становясь уязвимой перед ударом судьбы, погружается в депрессию.
Депрессивную тему поддерживают и декорации – серый цвет подчёркивает безысходность и безнадёжность ситуации.
Бессмысленны и раздражающи действия и слова людей, окружающих Милли – и неглупого юноши Дона в исполнении неподражаемого Ивана Стебунова, и простодушного Шорти (замечательный Ефим Белосорочка) – постояльцев пансиона Милли.
Растерявшись и отчаявшись поначалу, однако, Милли, словно птица Феникс, проходит процесс перерождения, и, постепенно, на сцене появляется цвет и свет.
Нельзя не отметить потрясающую работу художника по костюмам Ольги Никитиной.
Образы Милли, достойные обложек журнала Vogue, очень чётко передают состояние героини, этапы перерождения: от цветных акцентов (красные туфли, цветок в волосах) – начала переосмысления своего положения, точки отсчёта, до восхитительного платья с воланами и бантами, трансформирующегося в лаконичное.
С изменением самоощущения меняется и ощущение окружающего мира: Милли уже по-другому, более душевно и человечно воспринимает своё ближайшее окружение: и Дон, и Шорти приглашены на званый ужин в честь её Дня рождения.
Воспрянув, в порыве вдохновения, Милли преображается, распрямляется, отбрасывает лишнюю шелуху, избавляется от суеты…

История одиночества, трансформации духа, перерождения, обретения уверенности в себе красивой женщиной, от депрессии превратившейся в замарашку, но не сломившейся, выстоявшей перед ударами судьбы, обретения понимания, кто твои истинные друзья, всё это –спектакль.

Елена Елена 4 апреля, 01:39

Помните припев песни в исполнении Вахтанга Кикабидзе?
«Просто встретились два одиночества,
Развели у дороги костер,
А костру разгораться не хочется,
Вот и весь, вот и весь разговор…»
А вот в спектакле театра «Современник» «Это моя жизнь» по пьесе южноафриканского драматурга Атола Фугарда «Здесь живут люди», в одном месте встретились аж четыре одиночества, один день из жизни которых и предстоит увидеть зрителям, пришедшим на новую постановку Гульназ Балпейсовой.
Выбор именно этой пьесы для своего уже второго спектакля, идущего на знаменитой сцене (что не совсем так, ее «Случайные встречи» показывают на Другой сцене) не случаен. Ее своей талантливой ученице посоветовал Мастер – Римас Туминас, он же одобрил и выбор исполнительницы главной роли – Алены Бабенко («Именно ее я и имел в виду»).
Да, «Это моя жизнь» стал своеобразным бенефисом талантливой актрисы, недаром его премьера была приурочена к ее Дню Рождения. Кстати, день, в который происходят события в пьесе, тоже День Рождения, более того, Юбилей, ее героини Милли – ей «стукнул» полтинник… И «ознаменован» этот день был тем, что она только что пережила личную драму, ее бросил человек, которому она отдала десять лет своей жизни (этот обезличенный персонаж лишь спускается вовремя действия по лестнице со второго этажа и уходиn якобы на встречу со своим старым другом).
Первое действие спектакля, где персонажи – постояльцы маленького пансиона Милли, странные и неприкаянные – начитанный и образованный Дон, постоянно философствующий от безделья (Иван Стебунов), простодушный почтальон Шорти (Ефим Белосорочка) и его непутевая красавица жена Сисси (Марта Хованская), в основном, лишь бeседуют, нe слышa при этoм дpуг дpуга, рaзгадывaют cны пo Фрейду и стpaдают oт экзиcтенциальнoй тoски, наводит скуку и на зрителей, часть из которых, несмотря на фееричную игру Алены Бабенко и очень интересные мужские актерские работы (Сисси в нем отведено совсем мало времени), покидают театр… А зря! Второе действие спектакля весьма интересное и жизнеутверждающее. Здесь вы уже зевать точно не будете.
«Человек сам кузнец своего счастья», решает Милли и у нее еще есть возможность изменить свою нескладную судьбу и начать все с нуля.
«Я прочла пьесу и не могу сказать, что полюбила эту героиню, у меня было много вопросов. Я испытывала к ней разные чувства: иногда хотелось ее задушить, иногда я думала, что она ненормальная, иногда я думала, что она какой-то ребенок. Поняла, что она просто очень интересный человек, женщина, которую мне хочется сыграть», - так отозвалась о своей героине вовремя пресс-подходов Алена Бабенко.
«Несмотря на то что вы видите этих людей, которые живут в холоде друг к другу, все равно есть желание прижаться, чтобы тебя поняли, чтобы тебя обняли, - оно самое главное, оно через весь спектакль» - так объяснил журналистам происходящее на сцене исполнитель роли Дона, Иван Стебунов и дальше сказал пару слов о своем персонаже:
«Там есть хорошие слова: «Раньше я думал, что самое подходящее для меня определение - это оцепенелый, неспособный ничего чувствовать». Так он думает о себе, но в пьесе зритель заметит, что это далеко не так и он чувствующий человек, его много что задевает, интересует, попадает в него, он не остается равнодушным ни к одному событию».
Очень жаль, что в пресс-подходах не принимал участие актер Ефим Белосорочка, ставший открытием для многих зрителей, в том числе и для меня, настолько интересный и самобытный образ он создал. Браво, Ефим!!!
Думаю, что спектакль будет интересен тем, кто любит пофилософствовать о смысле жизни, а также тем, кто ценит актерскую игру, которая здесь выше всех похвал. А для многих зрительниц, которых, что греха таить, в театрах нынче большинство, он и вовсе может стать руководством к действию!
Следующие показы спектакля состоятся 15 и 29 апреля, а также 13 и 27 мая.

Юлия Юлия 3 апреля, 11:15

Впечатления от премьеры "Это моя жизнь".
Спектакль определённо понравится не всем! Создатели не стремятся заставить зрителя посмеяться, отдохнуть. Нет ни ************** сюжета, ни интриги. Практически нет никакого действия. Но много монологов и диалогов, философии и психологии, экспрессии, размышлений, исканий, символов, эффектных сценических решений и многоточий... Всё как я люблю!
В моём представлении ТЕАТР должен быть таким.
Много эмоций, дающих возможность проявиться актерам. Богатое световое и музыкальное сопровождение. Они будто тоже участвуют в повествовании, и всё это вместе смотрится художественно целостно и благородно. Песня Cry Baby Дженис Джоплин теперь в моём плейлиста.По мнению режиссера нет более жизнеутверждающего голоса, способного поднять женский стан,чтобы встать и что-то делать. Согласна!
Обстановка полностью передаёт жизнь героев - серая, надломленная, трещащая по швам. Тусклый свет. Распахнутое окно, через которое задувает ветер, занося опавшую листву.
Понравился кульминационный момент с закипающим чайником, когда под соответствующее музыкальное сопровождение Милли погрузилась в клубок пара. Казалось, что сейчас пар рассеется, и Милли там уже не окажется. Она испариться, также как вода в чайнике, потому что достигла точки кипения.
Постоялец Мило - Дон (Иван Стебунов) выступает в роли психолога. Они разговаривают исключительно о ней, её чувствах и переживаниях, Дон слушает её снова и снова, задаёт вопросы, наталкивает на размышления, цитирует Сартра, анализирует сны по Фрейду, помогает Милли ОСОЗНАТЬ, что происходит, и ставит диагноз "экзистенциальной тоски".
Мы все с детства верим в счастливую жизнь. И кажется, что она обязательно должна настать. Как в сериале, сколько бы не было испытаний, в конце концов будет счастье. Но в жизни нет никакого сценария.
И можно умереть, так и не выйдя замуж, не родив ребенка, не реализовавшись, не начав заниматься делом, которое бы приносило радость. Ничего может не произойти.
Нужно сделать уже какие-то ШАГИ в нужном направлении, чтобы случилась СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ.

Юлия Юлия 3 апреля, 11:09

Впечатления от премьеры "Это моя жизнь".
Спектакль определённо понравится не всем! Создатели не стремятся заставить зрителя посмеяться, отдохнуть. Нет ни ************** сюжета, ни интриги. Практически нет никакого действия. Но много монологов и диалогов, философии и психологии, экспрессии, размышлений, исканий, символов, эффектных сценических решений и многоточий... Всё как я люблю!
В моём представлении ТЕАТР должен быть таким.
Много эмоций, дающих возможность проявиться актерам. Богатое световое и музыкальное сопровождение. Они будто тоже участвуют в повествовании, и всё это вместе смотрится художественно целостно и благородно. Песня Cry Baby Дженис Джоплин теперь в моём плейлиста.По мнению режиссера нет более жизнеутверждающего голоса, способного поднять женский стан,чтобы встать и что-то делать. Согласна!
Обстановка полностью передаёт жизнь героев - серая, надломленная, трещащая по швам. Тусклый свет. Распахнутое окно, через которое задувает ветер, занося опавшую листву.
Понравился кульминационный момент с закипающим чайником, когда под соответствующее музыкальное сопровождение Милли погрузилась в клубок пара. Казалось, что сейчас пар рассеется, и Милли там уже не окажется. Она испариться, также как вода в чайнике, потому что достигла точки кипения.
Постоялец Мило - Дон (Иван Стебунов) выступает в роли психолога. Они разговаривают исключительно о ней, её чувствах и переживаниях, Дон слушает её снова и снова, задаёт вопросы, наталкивает на размышления, цитирует Сартра, анализирует сны по Фрейду, помогает Милли ОСОЗНАТЬ, что происходит, и ставит диагноз "экзистенциальной тоски".
Мы все с детства верим в счастливую жизнь. И кажется, что она обязательно должна настать. Как в сериале, сколько бы не было испытаний, в конце концов будет счастье. Но в жизни нет никакого сценария.
И можно умереть, так и не выйдя замуж, не родив ребенка, не реализовавшись, не начав заниматься делом, которое бы приносило радость. Ничего может не произойти.
Нужно сделать уже какие-то ШАГИ в нужном направлении, чтобы случилась СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ.

Юлия Амелькова 3 апреля, 11:01

Премьера в театре «Современник»!!!
Иван Стебунов и Алёна Бабенко покажут вам один день из своей жизни… А может быть всю свою жизнь???
Хозяйке частного пансиона судьба уготовила «разбитое корыто» в виде предательства…
Героиня Алены Бабенко - Милли, которой вот-вот должно «стукнуть» 50… И часики уже не тикают, т.к. «Ты уже не женщина»… 😭
И так жаль себя…..
Каждый день - день сурка… Тысячу раз одно и тоже… Холодно… Всё вокруг серое, потеряло цвет, смысл…. Только вкус сигарет, которые она курит одну за другой, оставляет её в реальности… и радиола - старый друг, «подкидывает» музыкальные воспоминания, заставляя вновь вернуться в прошлое, где казалось всё прекрасным…
Сплошная экзистенциальная тоска….
Её постояльцы Дон (талантливый Иван Стебунов) Шорти (трогательный Ефим Белосорочка) и Сисси (Марта Хованская 💔) станут той самой «соломинкой» помощи…
Дон поначалу решит заморочить голову всяческими психологическими приёмчиками… Шорти и Сисси самим требуются помощь. Ведь вместе они не могут, а друг без друга тем более…. Кажется, что всЕ в доме на финишной прямой…

Но! В этот день Милли решает изменить своё тоскливое существование!
А может быть она - «тот самый Мюнхаузен», который вытащил сам себя из болота?
Спектакль «Это моя жизнь» от Гульназ Балпейсовой ( кстати, ученицы Римаса Туминаса!) по пьесе южноафриканского драматурга Атола Фугарда, наполнен неожиданными и искромётными поворотами! Если тоска поглощает героев в 1 акте, то 2 акт - это поворот на 180 градусов! Однозначно! Алёна Бабенко рассказала, что данная работа для неё- просто чудо! Именно Римас Владимирович посоветовал Гульназ Балпейсовой взять её на главную роль! 👀

«Это моя жизнь» - жизнеутверждающий манифест с крутыми актёрами!!!

yasurprise 3 апреля, 03:18

Наверное, самый лучший подарок для актрисы в свой день рождения сыграть главную роль в хорошем спектакле. У Алёны Бабенко как раз так и получилось. 31 марта в «Современнике» прошла премьера спектакля Гульназ Балпейсовой «Это моя жизнь» по пьесе Атола Фугарда «Здесь живут люди». К слову, это произведение режиссеру постановки рекомендовал Римас Туминас, он же видел в главной роли Алену Бабенко.
Южноафриканский драматург рассказывает о Милли, 50-летней хозяйке дома, брошенной любимым человеком, с которым она прожила 10 лет, а конкретно – 3652 дня. Эта личная драма разрывает Милли изнутри. Но она не впадает в депрессию и не уходит в запой. Она пытается найти причину, понять, почему так произошло. И курит, курит, курит. И окутывает клубами дыма, а заодно и думами своих постояльцев: почтальона Шорти, его жену Сисси и философа Дона. Она пытается переосмыслить свою жизнь. Как сказала Алёна Бабенко о своей героине: «Она сама сумела без всяких психологов, без помощи со стороны, все проговорить и родиться заново. Вот в чем ее прелесть. Это пример для многих людей. По нашим современным реалям она должна идти к психологу, но она умудрилась все это сделать самостоятельно.»
Да, в начале неприглядная, можно даже сказать страшненькая (это ж надо было так перевоплотиться милой Алене), босиком, в каком-то ужасном растянутом вязаном халате, Милли решает всё изменить. Она достает из чемодана свое розовое платье с рюшами и оборками и решает устроить себе деньрожденческую вечеринку, чтобы повеселиться, несмотря ни на что. Правда эти воздушные оборки недолго красовались на платье. Милли обрывает и выбрасывает их вместе со своей старой жизнью.
Рядом с Милли все время ее странные соседи. Даже кажется, что они живут одной большой общей жизнью. Дон (Иван Стебунов) – бездельник, без профессии, однако постоянно философствующий. Семейная пара, в которой жена Сисси (Марта Хованская) ходит налево, а муж Шорти (Ефим Белосорочка) это терпеливо сносит и прощает. Но всем им не хватает тепла и любви, каждый хочет прижаться, чтобы обняли. Милли самая сильная личность из них. Вероятно, она - и их спасение тоже. Ведь по словам режиссера Гульназ Балпейсовой, главный смысл ее спектакля в том, что надо не просто мечтать о счастливой жизни, надо ее делать, прикладывать какие-то усилия.

Татьяна Татьяна 1 апреля, 11:00

Московский театр "Современник'.
Премьера спектакля "Это моя жизнь" (по пьесе южноафриканского драматурга Атола Фугарда "Здесь живут люди")
Режиссёр- Гульназ Балпейсова.

Мадам Милли сдаёт комнаты внаём. Её постояльцы - молодая супружеская чета: красотка Сисси (Марта Хованская) и долговязый почтальон Шорти(Ефим Белосорочка). Эта парочка постоянно бурно выясняет свои отношения, закрывается в ванной комнате, скандалит по поводу кормления свекольными листьями гусениц-шелкопрядов и давно не платит за комнату.
Легкомысленная Сисси сушит свои чулки на газовой плите, потом надевает их перед мужчинами на свои длинные красивые ноги и уходит на всю ночь, не обращая внимания на просьбы своего супруга.
Постоялец, перед носом которого надеваются чулки - философ и интеллигент Дон(Иван Стебунов). Он педант до мозга костей, изведет своими теориями любого , но человек смирный и воспитанный, хотя и с прыщами на лице.
Все эти люди с утра просят сварить кофе, приготовить завтрак, отложить оплату за комнату до следующей недели. И госпожа Милли вместо того, чтобы нарыдаться вволю в момент своей душевной драмы, вынуждена общаться с этими надоедливыми людьми, будучи женщиной "открытого сердца и незлобливого характера". А ведь её бросил любимый ею человек, с кем связаны лучшие воспоминания последних 10 лет!
"Он всё получил: душу и тело, а я - бочку пива и кучу сосисок"(130 галлонов пива и 1049 сосисок за 87600 минут, как успел подсчитать педант Дон).
Поплакать в этом густонаселённом доме не получается, а вот понасмехаться над физическими и душевными недостатками своих жильцов хозяйке удаётся вволю. И лишь один человек, ради которого и затевается этот ежедневный надрывный спектакль, появляется только один раз. Он спустится с лестницы и опять пропадёт, и мы вслед за Милли будем целый спектакль смотреть то на окно, то на входную дверь или лестницу на второй этаж в надежде увидеть хотя бы его тень. Созависимость и экзистенциальная тоска.

Декаданс чувствуется во всех штрихах драмеди (поджанр трагикомедии):серые обшарпанные стены с многочисленными трещинами, пепельного цвета посуда, печка, лестница. Из редко открываемого окна летят с улицы увядшие листья. И лишь подернутый серой дымкой пейзаж на заднем плане сцены превратится в финале пьесы в красивую вершину горы на фоне голубого неба. Значит, то каменистое дно, до которого опустились живущие в этом доме люди, сможет вытолкнуть их на поверхность. По словам режиссера Гульназ Балпейсовой, главный посыл ее постановки в том, что нужно не просто мечтать о счастливой жизни, но и прикладывать хотя бы какие-то усилия, чтобы ее достичь.
Алёна Бабенко очень убедительно играет роль истеричной, обиженной на жизнь Милли. На пресс- подходе актриса призналась, что ей иногда хотелось удушить свою героиню за её неприглядные слова и поступки. Прямая речь: «В чем ее (Милли) совершенное чудо — она сумела сама, без психологов, без помощи со стороны, все проговорить и родиться заново». Правда, цену за её возрождения платят все окружающие люди, которые живут с Милли под одной крышей: они выслушивают её истерики, оскорбления, обзывательства, унизительные характеристики, не по своей воле участвуют в показной вечеринке по случаю дня рождения, где "не жадная" хозяйка считает каждый ломтик торта и выпитого глотка вина.
Стоит отметить хорошую игру актёров, тонко и стойко передавших своё сочувствие и терпение в период крушения личного счастья 50- летней хозяйки заведения. Ефим Белосорочка удивил своим образом недалёкого, но умеющего горячо лю
Премьера драмеди состоялась 31 марта, в день рождения талантливой Алёны Бабенко. Её роль хозяйки Милли - настоящий бенефис актрисы. Алёна очень убедительно передаёт всю гамму чувств своей героини - от утренней раздражительности до вечернего показного веселья и закономерной истерики после.
Но если даже такой холодный человек, как Дон (Илья Стебунов) к концу постановки целует Милли далеко не братским поцелуем, то финал остаётся открытым. Все-таки здесь живут люди, которые умеют чувствовать.

М Годлевская 1 апреля, 10:46

В конце марта на сцене Московского театра "Современник" состоялась премьера спектакля "Это моя жизнь" ученицы Римаса Туминаса режиссера Гульназ Балпейсовой по пьесе "Здесь живут люди" Атола Фугарда. Я бы назвала это данью памяти великого режиссера и его возрождением в талантливой ученице. Впрочем, не только его, ведь Гульназ была ассистенткой еще Сильвио Пуркарете и Юрия Бутусова. Штрихи мастеров отчетливо читаются в превосходной режиссерской работе, собираясь в единую картину обреченной на успех постановки.

Спектакль "Это моя жизнь" - это о каждом из нас в те самые минуты, когда мы не можем ответить себе на вопросы, появляющиеся после очередного удара судьбы: что же пошло не так в нашей жизни; где то счастье, которое, кажется, совсем недавно сулили нам в детстве; когда из улыбчивого ребенка с надеждами и ожиданиями успел вырасти замученный жизнью человек с потухшими глазами? В этот момент мы озираемся и видим вокруг лишь серую раздражающую массу, поглощающую подобно болоту. Тогда очень важно не сломаться. Можно проплакаться, прокричаться, пусть даже сорваться на кого-то, но не сломаться. Так, хозяйка небольшого пансиона по имени Милли, женщина лет пятидесяти, вдруг оказывается ненужной своему бойфренду и по совместительству жильцу ее пансиона, что она воспринимает крайне болезненно, ее чувство одиночества обостряется. Милли затевает долгую беседу со своими жильцами - закоренелым скептиком-философом Доном и малахольным почтальоном Шорти. Она слушает ссоры Шорти с его женой Сисси, которая тоже потеряла счастливого ребенка внутри себя и борется с этим по-своему. Милли приводит себя в порядок, срывается на жильцах, стравливает между их собой, а потом закатывает вечеринку в честь своего выдуманного дня рождения. Вполне по-женски... И все же это дает свои плоды, и мир начинает обретать яркие краски, Милли вспоминает ту маленькую девочку, которая загадывала желание на падающую звезду, и находит в себе силы все начать сначала, ведь, в конце концов, это ее жизнь! "БУМ!!!", - так сжигаются мосты, так с чистого листа начинается жизнь в доме, где живут люди!..

Декорации и костюмы играют здесь свою собственную очень весомую роль, несут большую эмоциональную и символическую нагрузки. Художником-сценографом и художником по костюмам Ольгой Никитиной проведена колоссальная работа. Отдельно хочется отметить до дрожи пробирающее звуковое и музыкальное сопровождение спектакля, которое обеспечил композитор Олег Синкин. Немалая роль отведена и свету, особенно если учесть многосложность конструкции на сцене - и лестница, и окно, и щели, и двери, и предметы мебели, можно представить, какую сложную работу проделал художник по свету Нарек Туманян. Оформление сцены полностью соответствуют внутреннему состоянию главной героини - это серая, потерявшая цвета квартира с большими дырами и трещинами по стенам, словно после ********. Внешний вид Милли также соответствует ее внутреннему состоянию - серая, разбитая, растрепанная, в одежде, похожей на лохмотья, внутренняя боль мучает ее, не позволяя выпрямиться во весь рост. По мере переживания боли на сцене появляются яркие красные пятна - красная помада, красные туфли, красное вино и кровь. Милли предстает перед всеми в праздничном розовом платье с оборками из газовой ткани и огромным бантом сзади. Похоже на платье той самой девочки, которая загадывала желание на падающую звезду. Я смотрела и удивлялась - преображение Алены Бабенко, сыгравшей Милли, восхитительно, бесподобно. В первом действии мы видим безликую согнувшуюся старуху, а во втором - утонченную прекрасную женщину. Живая и ранимая, она заставила зал погрузиться в свою историю, свою боль, проникнуться, поверить, а потом ожить, расцвести вместе с ней. Иван Стебунов в роли Дона, напротив, тщательно скрывал свои чувства от всех. Каменный, бесчувственный, он отрицает любовь, не верит в людей, и все же в конце проявляется его настоящее, глубинное, живое. Ефим Белосорочка в роли Шорти и Марта Хованская в роли Сисси создавали свой сюжет внутри основного, словно матрешка в матрешке. Матрешка, внутри которой тепло, ведь, в конце концов, человеку нужен человек, нужны поддержка и понимание.

Несмотря на психологическую тяжесть спектакля "Это моя жизнь", смотрится он легко, затягивая, вовлекая, и имеет терапевтический эффект. После него начинаешь чувствовать в себе силы, чтобы склеить разорванное, чтобы начать заново, ведь мы не вправе сдаться! Главное помнить - это наша жизнь! И теперь у меня огромное желание посмотреть другие постановки в Московском театре "Современник" и другие работы режиссера Гульназ Балпейсовой. Смело рекомендую спектакль "Это моя жизнь" к просмотру. Если я была бы вправе ставить какие-то оценки, то это десять из десяти. Великолепно, спасибо, браво!

Елизавета Ефремова 1 апреля, 02:42

В театре Современник ученица Римаса Туминаса Гульназ Балпейсова поставила спектакль "Это моя жизнь" по пьесе южноафриканского драматурга Атола Фугарда "Здесь живут люди".
Атол Фугард практически неизвестен у нас и широко известен "у них" как величайший драматург Южной Африки. Фильм, поставленный по его роману Цоци удостоен Оскара, а сам драматург получил множество наград, почестей и почетных степеней. Пьеса "Здесь живут люди" была написана шестьдесят лет назад, ее действие происходит в пригороде Йоханнесбурга – Брамфонтейн. Но не это в ней главное, а главное это персонажи, люди, их судьбы и отношения. В пьесе абсолютно досконально выдержан принцип единства места и времени: один день в меблированных комнатах, которые содержит Милли, на грани пятидесятилетия оказавшаяся у разбитого корыта. Ну вот мы и добрались до главного, а для меня главный козырь этого спектакля - Алёна Бабенко в главной роли. Я впервые увидела Алёну Бабенко на сцене и восхищена ее актерским мастерством, харизмой, темпераментом и невероятной достоверностью созданного ею образа.
Не важно как давно написана пьеса, не важно на каком краю земли живут ее герои, а главное, что эта пьеса написана о нас, обычных людях, пытающихся не утонуть в коварном море жизненных проблем и выгрести хотя бы на слегка надежную землю.
В течение трех часов мы наблюдаем, как отчаявшаяся женщина находит в себе силы, чтобы дальше полноценно жить и любить. Она как Мюнхаузен за косичку, вытаскивает себя из болота отчаяния, становится сама себе психотерапевтом и вслед за собой вытаскивает и своих несчастливых жильцов Дона Шорти и Сисси .
Ефим Белосорочка стал для меня вторым козырем в этом спектакле. Его герой Шорти, громадный, недалекий, некрасивый парень с добрым сердцем, боксер-любитель и бестолковый почтальон постоянно теряющий письма. Но главное в нем то, что Шорти умеет любить. Он любит свою непутевыю жену Сисси, прощая ей измены. Он любит отчаявшуюся Милли, прощая ей оскорбления в свой адрес. Даже демагога Дона он любит, хотя и избивает его в минуту отчаяния. Шорти оказывается главным якорем для отчаявшихся обитателей задрипанного пансиона. Именно опираясь на его широкие плечи остальные герои спектакля, взбивая масло, выбираются из кувшина отчаяния.
Удивительно, как такая юная, почти девочка, Гульназ Балпейсова, умеет столь глубоко заглянуть в души людей, понять их и простить.
Художник-сценограф и художник по костюмам Ольга Никитина создала пространство, вроде бы не созданное для того, чтобы в нем поселилось счастье, но при помощи света, созданного художником Нареком Туманяном, оживающее от первого же свежего бриза. Музыка Олега Синкина гармонично дополняет постановку, подчеркивая поворотные моменты действия.
Спектакль "Это моя жизнь" смотрится буквально на одном дыхании, его герои за три часа становятся близкими и понятными людьми, чьи судьбы отныне нам не безразличны.

Дария Дария 1 апреля, 01:02

Пару дней я никак не могла договориться с собой о моих впечатлениях и эмоциях. Время идет, уже в ночи после пресс-показа «Это моя жизнь» в Московском театре «Современник» 29.03 начали выходить первые рецензии, блогеры торопились поделиться впечатлениями со своими подписчиками.

А у меня упорно отказывались мысли складываться во что-то внятное; вот казалось бы жанр - мой, современник - люблю, а уж исполнители главных ролей Иван Стебунов и Алена Бабенко отлично слились со своими персонажами, прочувствовали и прожили эту историю, мелкую, обычную, неграндиозную в общем-то, про типичных «маленьких людей».


На Западе постановка не получила особого признания, а вот гражданам СССР пришлась по вкусу - с появлением перевода в 1982 году ее регулярно и успешно ставили ведущие театры.

Цветовая гамма неброская, «пыльная» - что подчеркивает общую депрессивно-безысходную атмосферу, царящую на сцене; художник по свету Нарек Туманян(талант которого уже успели оценить и в Театре имени Евгения Вахтангова и в Большом , стал «перетягивать одеяло» на себя, и создал лаконичную стильную схему, которая дала возможность актерам держать внимание зрителя на раскрытии и взаимодействии персонажей, а не просто на красивой меняющейся картинке.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Современник - адрес на карте

Статьи по теме