Главная музыкальная сцена страны, несмотря на кадровые потрясения, в ближайшие месяцы представит несколько необычных премьер. Журнал «Ваш досуг» составил краткий путеводитель.

Сцена из балета Анжелена Прельжокажа Creation

Большой театр мотает, как скорлупку в проруби. То прогрессивный хореограф Ратманский уехал в Америку. То главный дирижер Ведерников убежал, обхватив руками голову, в европейскую провинцию. В июле стало известно об отставке музыкального руководителя театра Леонида Десятникова, питерского композитора, всего-то в начале
того сезона вознесенного в этот высочайший ранг. Они ушли? Их ушли? Покрыто мраком. И все это только за последние два года!

С другой стороны, куда ж Большой денется. Хорошо, что были сверстаны планы на три сезона вперед. Теперь главное — при всех обстоятельствах держаться за них зубами. Тогда скорлупка выглядит вполне ядрено. И Десятников красиво отговаривается тем, что ему надо целиком сосредоточиться на сочинении для театра балета «Утраченные иллюзии» ни много ни мало по Бальзаку, весной премьера. А что в Большом свеженького до Нового года?


Электрошок Прельжокажа
Пока оперная труппа будет показывать на европейских гастролях свой хит («Евгения Онегина» в версии Дмитрия Чернякова), в Большом 14–19 сентября пройдет премьера балета Анжелена Прельжокажа Creation («Творение») — пластические аллюзии на Апокалипсис Иоанна Богослова. Но не иллюстрации к Библии, а тревожные эмоции
вокруг человеческого беспредела. Прельжокаж попытается выразить то, «о чем хотел бы написать книгу», вплоть до неискоренимых последствий французской и русской революций с их кровавым террором. Звуковой фон создает Лоран Гарнье — автор переведенной у нас книги на редкую тему «Электрошок: записки диджея».


Юровский и волшебство
Одним из отцов электроники был Николай Обухов. Родной брат великой певицы, он в 1918 году эмигрировал в Париж (по причинам, не дающим покоя Прельжокажу). Музыка Обухова у нас не звучит, хотя циничный Прокофьев, услышав в 1926 году его Пролог к музыкальной утопии «Книга жизни», был искренне поражен. Но вернемся к Большому театру. Оркестр ГАБТа и без диджеев очень хорош сам по себе и дает самостоятельные концерты. Самые яркие программы — у дирижера Владимира Юровского. Внук советского композитора, автора балета «Алые паруса», и сын известного советского дирижера, он начинал учиться в СССР, а закончил — в Германии. Сейчас один из лучших молодых маэстро мира. Изредка бывая в Москве, всегда исполняет у нас что-нибудь эдакое. 4 октября в Зале им. Чайковского — тот самый Пролог к «Книге жизни» (которую Обухов так и не закончил). А 13 октября в театре — концертное исполнение опер «Дитя и волшебство» Равеля и «Карлик» Александра фон Цемлинского по сказке Уайльда «День рождения инфанты».



Сцена из оперы «Дон Жуан»  в постановке Дмитрия Чернякова

Искуситель Черняков
Как всегда, оглушительным событием в кругах оперных гурманов станет «Дон Жуан» Моцарта в постановке Дмитрия Чернякова. Сначала договор был заключен с Анатолием Васильевым, но после попытки кастинга по инициативе режиссера расторгнут. По случайному совпадению в июле Черняков поставил «Дон Жуана» в Экс-ан-Провансе. Головоломка вышла захватывающая. (Конечно, зрителю хорошо бы в таких случаях иметь на руках параллельное либретто, чтобы не чувствовать себя идиотом, — ведь это совсем не тот «Дон Жуан», к которому мы привыкли.) Большой тут же сориентировался — и мы увидим эту версию с 28 октября по 3 ноября в Москве. Но из французского спектакля переедут только исполнители Церлины, Мазетто и Оттавио. Эльвиру споет Екатерина Щербаченко, лучшая певица мира-2009 по версии конкурса BBC. Анну — экстравагантная немка Симона Кермес, и одно только это погонит на спектакль и защитников, и хулителей режиссера-придумщика. Дон Жуана и Лепорелло пока не нашли. Для знатоков: 1 сентября видеозапись постановки в Эксе покажут на открытии Оперного клуба в Музее Глинки.


Чехов бесприютный
Либретто для оперы современного французского композитора Филиппа Фенелона «Вишневый сад» сочинил Алексей Парин. Они познакомились в Париже случайно, когда Года Франции в России еще и в проекте не было, а юбилей Чехова уже маячил. Либретто Парин написал по-русски, взяв за основу 3-й акт пьесы (бал в доме Раневской), но не дословно. В опере десять персонажей, и она необычно начинается их ансамблем. Фенелон, увидев в Париже черняковского «Онегина», захотел подобного воплощения, но востребованный режиссер не совпал по срокам. Поэтому мировая премьера в Большом 27–30 ноября пройдет в концертном исполнении. И только в январе 2012 года режиссер Жорж Лаводан поставит «Вишневый сад» в Парижской опере, а потом уж у нас подумают, переносить ли его в Москву. Но кто подумает? До того времени в театре, конечно, сменится не один главный садовник.



Сцена из балета Уильяма Форсайта «Херман Шмерман»

Здравствуйте, я ваш Херман Шмерман!
22–26 декабря Большой представит букет из трех одноактных балетов. (Эта форма как-то прижилась — то ли дыхания хореографам не хватает, то ли икебаны легко поддаются перестановке.) И тут примечательна российская премьера неомодернистского «Хермана Шмермана» (1992) Уильяма Форсайта. Форсайт — впервые на сцене Большого в исполнении местных артистов. Кто же такой этот самый Херман Шмерман? По признанию Форсайта, он услышал забавное словосочетание в фильме Стива Мартина «Мертвые не носят шотландки» — пародии на детективы 40-х годов. «Херман Шмерман» не означает ничего. Среднее между культур-мультур и Годо, ожидаемым героями Ионеско. В общем, не мучился автор, как и Прельжокаж, названием. «Семь артистов просто танцуют, и это хорошо, правда?» — говорит Форсайт. Гений может себе позволить ледяное зрелище для чистых эстетов на занудную
ультрасовременную музыку Тома Виллемса — куда до них поклонникам Чернякова. Чтобы публика не совсем приуныла, «Шмермана» обрамили двумя прелестными балетами Баланчина: «Серенадой» и «Рубинами», так и требующими шампанского в буфете.


Броня Аполлона
Так что план складный, во всяком случае для глаза. Леонида Десятникова на посту музрука с началом сезона сменит дирижер Василий Синайский, слывущий еще более толерантным и даже покладистым. До следующего лета точно выдержит: у него у самого в июне 2011 года в Большом премьера «Золотого петушка» в постановке Кирилла
Серебренникова
. Но режиссер — скандальный, а дирижер — академичный. И как бы не вышла та же история, что и с Юрием Темиркановым (три года назад он недолго числился в Большом главным приглашенным дирижером, которых теперь целых пять!). На премьере «Кармен» авангардного режиссера Дэвида Паунтни, где Хозе колошматил главную героиню фейсом о парапет, Темирканов в знак протеста даже на поклоны
не вышел...

Как все-таки странно здесь, на Большом Парнасе, склеивают имена — в основном методом тыка. Нынешняя администрация, исправно добывающая деньги, любит прикрыться весомыми, но очень уж разношерстными именами. Однако осенью 2011 года случится мировое событие: откроется старая сцена Большого. И кадровые последствия непредсказуемы от подвала дочердака. Точно устоит только Аполлон на квадриге, покрытый теперь непроницаемым составом. Обещают, хватит лет на сто.