Главная музыкальная сцена страны, несмотря на кадровые потрясения, в ближайшие месяцы представит несколько необычных премьер. Журнал «Ваш досуг» составил краткий путеводитель.
Сцена из балета Анжелена Прельжокажа Creation
Большой театр мотает, как скорлупку в проруби. То прогрессивный хореограф Ратманский уехал в Америку. То главный дирижер Ведерников убежал, обхватив руками голову, в европейскую провинцию. В июле стало известно об отставке музыкального руководителя театра Леонида Десятникова, питерского композитора, всего-то в начале
того сезона вознесенного в этот высочайший ранг. Они ушли? Их ушли? Покрыто мраком. И все это только за последние два года!
С другой стороны, куда ж Большой денется. Хорошо, что были сверстаны планы на три сезона вперед. Теперь главное — при всех обстоятельствах держаться за них зубами. Тогда скорлупка выглядит вполне ядрено. И Десятников красиво отговаривается тем, что ему надо целиком сосредоточиться на сочинении для театра балета «Утраченные иллюзии» ни много ни мало по Бальзаку, весной премьера. А что в Большом свеженького до Нового года?
Электрошок Прельжокажа
Пока оперная труппа будет показывать на европейских гастролях свой хит («Евгения Онегина» в версии Дмитрия Чернякова), в Большом
вокруг человеческого беспредела. Прельжокаж попытается выразить то, «о чем хотел бы написать книгу», вплоть до неискоренимых последствий французской и русской революций с их кровавым террором. Звуковой фон создает Лоран Гарнье — автор переведенной у нас книги на редкую тему «Электрошок: записки диджея».
Юровский и волшебство
Одним из отцов электроники был Николай Обухов. Родной брат великой певицы, он в 1918 году эмигрировал в Париж (по причинам, не дающим покоя Прельжокажу). Музыка Обухова у нас не звучит, хотя циничный Прокофьев, услышав в 1926 году его Пролог к музыкальной утопии «Книга жизни», был искренне поражен. Но вернемся к Большому театру. Оркестр ГАБТа и без диджеев очень хорош сам по себе и дает самостоятельные концерты. Самые яркие программы — у дирижера Владимира Юровского. Внук советского композитора, автора балета «Алые паруса», и сын известного советского дирижера, он начинал учиться в СССР, а закончил — в Германии. Сейчас один из лучших молодых маэстро мира. Изредка бывая в Москве, всегда исполняет у нас что-нибудь эдакое. 4 октября в Зале им. Чайковского — тот самый Пролог к «Книге жизни» (которую Обухов так и не закончил). А 13 октября в театре — концертное исполнение опер «Дитя и волшебство» Равеля и «Карлик» Александра фон Цемлинского по сказке Уайльда «День рождения инфанты».
Сцена из оперы «Дон Жуан» в постановке Дмитрия Чернякова
Искуситель Черняков
Как всегда, оглушительным событием в кругах оперных гурманов станет «Дон Жуан» Моцарта в постановке Дмитрия Чернякова. Сначала договор был заключен с Анатолием Васильевым, но после попытки кастинга по инициативе режиссера расторгнут. По случайному совпадению в июле Черняков поставил «Дон Жуана» в Экс-ан-Провансе. Головоломка вышла захватывающая. (Конечно, зрителю хорошо бы в таких случаях иметь на руках параллельное либретто, чтобы не чувствовать себя идиотом, — ведь это совсем не тот «Дон Жуан», к которому мы привыкли.) Большой тут же сориентировался — и мы увидим эту версию с 28 октября по 3 ноября в Москве. Но из французского спектакля переедут только исполнители Церлины, Мазетто и Оттавио. Эльвиру споет Екатерина Щербаченко, лучшая певица мира-2009 по версии конкурса BBC. Анну — экстравагантная немка Симона Кермес, и одно только это погонит на спектакль и защитников, и хулителей режиссера-придумщика. Дон Жуана и Лепорелло пока не нашли. Для знатоков: 1 сентября видеозапись постановки в Эксе покажут на открытии Оперного клуба в Музее Глинки.
Чехов бесприютный
Либретто для оперы современного французского композитора Филиппа Фенелона «Вишневый сад» сочинил Алексей Парин. Они познакомились в Париже случайно, когда Года Франции в России еще и в проекте не было, а юбилей Чехова уже маячил. Либретто Парин написал по-русски, взяв за основу
Сцена из балета Уильяма Форсайта «Херман Шмерман»
Здравствуйте, я ваш Херман Шмерман!
ультрасовременную музыку Тома Виллемса — куда до них поклонникам Чернякова. Чтобы публика не совсем приуныла, «Шмермана» обрамили двумя прелестными балетами Баланчина: «Серенадой» и «Рубинами», так и требующими шампанского в буфете.
Броня Аполлона
Так что план складный, во всяком случае для глаза. Леонида Десятникова на посту музрука с началом сезона сменит дирижер Василий Синайский, слывущий еще более толерантным и даже покладистым. До следующего лета точно выдержит: у него у самого в июне 2011 года в Большом премьера «Золотого петушка» в постановке Кирилла
Серебренникова. Но режиссер — скандальный, а дирижер — академичный. И как бы не вышла та же история, что и с Юрием Темиркановым (три года назад он недолго числился в Большом главным приглашенным дирижером, которых теперь целых пять!). На премьере «Кармен» авангардного режиссера Дэвида Паунтни, где Хозе колошматил главную героиню фейсом о парапет, Темирканов в знак протеста даже на поклоны
не вышел...
Как все-таки странно здесь, на Большом Парнасе, склеивают имена — в основном методом тыка. Нынешняя администрация, исправно добывающая деньги, любит прикрыться весомыми, но очень уж разношерстными именами. Однако осенью 2011 года случится мировое событие: откроется старая сцена Большого. И кадровые последствия непредсказуемы от подвала дочердака. Точно устоит только Аполлон на квадриге, покрытый теперь непроницаемым составом. Обещают, хватит лет на сто.